Маслосъемные колпачки: признаки износа, как заменить без снятия головки ГРМ

Маслосъемные колпачки (МСК) выполняют важную функцию в механизме газораспределения (ГРМ) автомобиля — они удаляют излишки масла со штоков клапанов при их движении и не допускают попадания посторонних веществ в камеру сгорания. При износе маслосъемных колпачков крайне важно своевременно их заменить, чтобы избежать повышенного расхода масла и нагара на деталях и механизмах авто. Обратиться за этим лучше к специалистам с большим опытом в этом деле. Расскажем о признаках износа, а также о том, как проводится замена маслосъемных колпачков без снятия головки ГРМ.

Что такое ГРМ автомобиля?

Четкое функционирование газораспределительного механизма крайне необходимо для бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания. ГРМ осуществляет подачу горючей смеси в цилиндры и вывод из камеры сгорания отработавших газов.

Своевременное газораспределение обеспечивается за счет движения впускных и выпускных клапанов путем передачи на них усилия с распределительного вала с помощью кулачков. В современных моделях автомобилей механизм газораспределения также оказывает влияние на мощность и экологичность ДВС.

Функции

Безостановочная работа механизмов во время движения автомобиля предполагает наличие в ГРМ необходимого количества смазочного материала, который должен смягчать трение деталей, но при этом не попадать в камеру сгорания. Маслосъемные колпачки берут на себя функцию удаления лишнего масла при работе клапанов и служат заслонкой, которая препятствует попаданию смазки внутрь камеры.

МСК состоит из 3-х составляющих:

  • армированная стальная втулка, которая служит основанием и придает прочность;
  • резиновый колпачок, снимающий излишки смазки со штока;
  • эспандерная пружина, которая обеспечивает плотное прилегание края резинового изделия к штоку.

Для современных авто резиновая часть маслосъемного колпачка изготавливается из акрилатного или вторичного каучука, в отличие от моделей старого образца, которые выполнены из второпласта. Использование современных материалов позволяет продлить срок службы этих деталей, но все-таки рано или поздно они приходят в негодность и требуют замены.

Признаки негодности

Владелец автомобиля может предположить старение и износ МСК при появлении следующих признаков:

  • повышается потребление масла;
  • появляется нагар на свечах зажигания;
  • из выхлопной трубы выходит синий или сизый дым.

Заметив эти тревожные признаки, владельцу машины стоит осмотреть ГРМ, клапана и МСК, и, если его предположения оправдываются, незамедлительно провести замену испорченных деталей, не дожидаясь появления более опасных последствий.

К серьезным последствиям попадания масла в камеру сгорания можно отнести:

  • появление нагара на поршнях и в цилиндрах;
  • падение компрессии;
  • недостаточное закрытие клапанов;
  • холостой ход автомобиля начинает сбоить;
  • сокращается мощность двигателя.

Нагар на механизмах и агрегатах авто ускоряет их износ и может привести к преждевременному капитальному ремонту двигателя, поэтому не рекомендуется тянуть с заменой изношенных деталей.

Причины износа

Главной причиной неисправности маслосъемных колпачков часто становится потеря ими эластичности, а также разрушение и отслаивание каучука. Это происходит из-за того, что при работе ДВС эти детали постоянно находятся в зоне повышенной температуры и выполняют серьезную работу. Каждый клапан производит более 1000 тактов в минуту, и на каждом такте МСК снимает излишек масла.

Помимо высокой температуры, каучук подвергается постоянному действию химических веществ — масла и отработанных газов, что тоже сокращает срок службы изделия. МСК имеют свой ресурс прочности — обычно он составляет примерно 100000 км, но в итоге они все равно требуют замены. Некоторые специалисты считают, что их лучше менять при существенно меньшем пробеге.

Как заменить маслосъемные колпачки, не снимая головки?

Замену испорченных МСК можно произвести как со снятием головки блока цилиндров, так и без ее снятия. Как правило, замена колпачков без снятия головки осуществляется в том случае, если износ деталей был обнаружен вовремя, и на поршнях и клапанах не успел образоваться солидный нагар. В ином случае потребуется демонтировать ГБЦ, снимать нагар и налаживать работу механизма газораспределения.

Как поменять маслосъемные колпачки? Нюансы замены на разных моделях авто могут отличаться друг от друга, но существует несколько общих этапов. Необходимо:

  • дать остыть двигателю, а затем слить жидкость из системы;
  • снять крышку ГРМ, выставить метки на коленчатом и распределительном валах, ослабить привод и снять распредвал;
  • рассухарить клапана, то есть снять их толкающие пружины;
  • после снятия пружин снять изношенную деталь со штока при помощи цанги или пассатижей;
  • снять пружины с новых деталей и смазать их внутреннюю поверхность, а также шток клапана маслом;
  • вставить сальник в оправку и насадить на шток, запрессовать до упора путем легких ударов;
  • надеть пружинки на колпачки и засухарить клапана в обратном порядке;
  • собрать разобранные агрегаты в обратной последовательности и отрегулировать клапаны.

Замена маслосъемных колпачков достаточно трудоемка, поэтому такой ремонт авто лучше доверить мастерам автосервиса.

Ресурс работы

Можно догадаться, что маслосъемные колпачки важно время от времени менять. За минуту клапан выполняет более 1000 тактов, и на каждом МСК должны снять лишнее масло, чтобы не допустить его попадание в камеру сгорания. Также необходимо учитывать, что температура в зоне работы маслосъемных колпачков достаточно высокая, а сама среда агрессивная: масло и отработавшие газы.

Из-за влияния массы факторов детали начинают со временем приходить в негодность – каучук трескается, отслаивается, становится не эластичность. Пружина со временем начинает менее плотно прижимать деталь к стенкам, из-за чего в камеру сгорания начинает попадать масло.

В среднем, ресурс моделей хорошего качества находится на уровне в 80 — 100 тысяч километров пробега. Если автомобиль несколько лет стоял без дела, стоит заменить их перед тем, как начать его эксплуатировать, поскольку за время простоя они успевают сильно рассохнуться.

Как понять: износ маслосъемных колпачков или проблема в кольцах?

Диагностика износа МСК не должна ограничиваться визуальными методами. Эти же симптомы могут свидетельствовать и о других проблемах, например, залегании или износе поршневых колец или нерабочей системе вентиляции картерных газов. Чтобы отличить признаки износа сальников от других проблем, необходимо:

  1. Замерить компрессию “на холодную” и “на горячую”. При износе МСК давление в цилиндрах обычно нормальное благодаря обильной смазке деталей ЦПГ. Если компрессия на холодную в норме (10–15 атм для бензина, 15–20 и более атм для дизеля, в зависимости от степени сжатия мотора), но после непродолжительной работы (до прогрева) сокращается – возможны проблемы с МСК. Если низкая и на холодную, и после прогрева, но увеличивается после впрыскивания в цилиндры по 10–20 мл масла – проблема в кольцах или выработке цилиндров.
  2. Снять патрубок сапуна на работающем моторе. Если из маслозаливной горловины исходит сизый дым, необходимо снять патрубок вентиляции картерных газов, ведущий из картера в ГБЦ (его отверстие на головке надо прикрыть во избежание подсоса воздуха). При износе сальников дым из горловины все равно будет исходить. Если проблема в кольцах или цилиндрах – дым будет идти из сапуна.
  3. Определить, в какие моменты дымит из выхлопа. При износе сальников сизый дым будет вырываться из выхлопа в момент запуска (потому что в камере сгорания накопилось масло) и при перегазовке после прогрева (потому что при открытом дросселе масло подсасывает в цилиндры). После нескольких перегазовок он может исчезнуть. Если неисправны маслосъемные кольца поршня, то будет дымить постоянно, и чем выше обороты – тем сильнее дым.
  4. Осмотреть тарелки эндоскопом. Двигателю важно дать остыть, после чего выкрутить свечи и осмотреть клапаны эндоскопом через свечные колодцы. Если сальники клапанов не держат масло, то оно будет постепенно стекать по их шейкам, образуя масляные пятна на тарелках и седлах. Если возникла сильная течь МСК, может отмечаться даже попадание капелек масла на поршень. Если клапаны сухие, значит, проблема заключается в кольцах.

На что необходимо обратить внимание при покупке маслосъемных колпачков

Рекомендуется искать автозапчасти по:

  • VIN-коду;
  • параметрам автомобиля и, в частности, двигателя;
  • коду снятых деталей.

Так точно удастся найти подходящий вариант для ремонта. Важно быть особенно внимательным при поиске МСК по параметрам автомобиля. В данном случае важно все: модель, полная информация по двигателю, год выпуска транспортного средства. Если был найден оригинал, то просто будет найти и аналог.

Конечно, рекомендуется устанавливать только те модели, которые предназначены для конкретного двигателя, но это не всегда возможно. Во-первых, новые МСК на старом моторе могут быть весьма кстати и улучшить прилегание, во-вторых, оригинальные модели могут оказаться слишком дорогими или вовсе недоступными к заказу, поэтому имеет смысл выбрать аналоги, если замена необходима здесь и сейчас.

Для того, чтобы подобрать подходящий МСК и он не соскакивал, полностью подходил по размеру, важно соблюсти следующие правила подбора:

  1. Аналог может быть выше оригинала только на 0,5 мм. В ином случае тарелка пружины может повредить деталь.
  2. Диаметр не должен быть слишком большим — важно, чтобы он свободно проходил через пружину.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"