Стук в подвеске: причины и способы устранения неисправностей

Появление шума и стуков во время езды — это признак возникновения неполадок в ходовой части автомобиля. Последующее движение на машине может закончиться неприятными последствиями. Если удастся определить источник стука в передней подвеске, то многие поломки удастся устранить достаточно быстро.

Источников неприятных звуков в передней подвеске много, и далеко не во всем виновата только система подвески и амортизации. Греметь могут изношенные детали рулевой системы, тормозов или даже двигателя. Поэтому необходима комплексная диагностика автомобиля.

Стуки в узлах системы подвески и амортизации

Чаще всего стуки обнаруживаются в системе подвески и амортизации. Для поиска неисправности следует будет заглянуть под автомобиль – без смотровой ямы или подъемника в таком случае не обойтись.

В сайлентблоках

В первую очередь рекомендуется проверить исправность сайлентблоков в рычагах подвески автомобиля. Для этого необходима плоская монтировка. С ее помощью удастся определить износ сайлентблоков, перемещая рычаг в продольном и в поперечном направлении. Наличие люфтов, а также дефекты резиновой оболочки могут привести к появлению стуков.

Некоторые рычаги имеют разборный вид — в таком случае заменить сайлентблоки можно и самостоятельно, если у вас хватает знаний и навыков. Для этого потребуется полностью демонтировать рычаг, а затем при помощи специального приспособления с оправкой выдавить сайлентблок наружу. Новую деталь следует смазать маслом для уменьшения трения при установке. Внутреннюю посадочную поверхность рычага необходимо очистить от ржавчины и загрязнений. Установка нового сайлентблока производится таким же образом, как и демонтаж.

В шаровых опорах

В ряде подвесок на рычагах могут использоваться шаровые опоры, которые соединяют рычаг со ступицей или амортизаторной стойкой. Для диагностики источника следует вывесить одну сторону автомобиля, а затем взяться за колесо двумя руками и “расшатать” его из стороны в сторону. Одновременно следует наблюдать за поведением шаровой.

Для проверки подозрений следует воспользоваться монтировкой или отверткой с плоским жалом. При наличии люфта шаровая опора требует быстрой замены.

Если в качестве крепежа используют болты и гайки, то работу можно выполнить прямо под машиной. Если производитель закрепил шаровую опору на рычаге при помощи заклепок, узел нужно будет сначала демонтировать. С помощью сверла и электродрели заклепки удаляются, а новые шаровые фиксируются болтами и гайками.

Неразборные рычаги придется полностью заменить. Попытки переделать их в разборные конструкции могут слишком дорого обойтись владельцу авто.

Стоек амортизаторов

Другим проблемным местом в подвеске автомобиля является стойка амортизатора. Глухой стук в передней подвеске может говорить о дефекте одного из элементов стойки.

Простая диагностика амортизаторов проводится путем поочередного качания левой или правой передней части машины. При этом ладонь руки нужно опереть на верхнюю часть стойки, которая чаще всего выходит наружу в моторном отсеке. Наличие стуков автомобилист сразу почувствует.

Разбитый опорный подшипник тоже нередко издает неприятные звуки при движении. Определить его неисправность можно даже визуально.

Источники в рулевой системе

Нередко виновником стука в передней части авто могут стать отдельные детали рулевой системы. Шарнирные соединения в рулевых тягах и наконечниках со временем выходят из строя, в них появляются зазоры. Из-за этого при движении по ухабистой дороге четко слышатся шумы.

  1. Чтобы проверить исправность рулевых наконечников, необходимо эстакада или смотровая яма. В некоторых моделях дотянуться до рулевого наконечника можно и с внешней стороны колеса. Для диагностики лучше воспользоваться помощью напарника. Его задача — резкими короткими движениями поворачивать рулевое колесо влево-вправо. В это время необходимо положить ладонь руки на наконечник – наличие люфта будет передаваться стуком в руку. Дополнительно можно взяться на наконечник и поднять его. Даже небольшой износ можно почувствовать при подобной диагностике.
  2. Аналогичным образом необходимо оценить состояние рулевых тяг. Взявшись рукой за тягу, автомобилист сможет ощутить наличие зазоров в шарнирном соединении. Кроме того, сильными и резкими движениями от колеса к рулевой рейке и обратно можно убедиться в наличии износа детали.

Для замены рулевой тяги и наконечника необходим специальный съемник и набор накидных и рожковых ключей. Перед работой требуется очистить детали от песка и грязи, а затем обработать разъемные соединения "жидким" ключом типа WD-40.

Причины стука в тормозной системе

Некоторые причины в передней подвеске часто прячутся в тормозной системе. Определить неисправность в некоторых случаях можно при движении авто. Если при торможении стук пропадает, а после отпускания педали тормоза вновь появляются, то искать проблему, скорее всего, нужно в тормозных колодках.

Для окончательного выявления поломки следует поднять при помощи домкрата авто и снять колесо. После этого нужно вывернуть наружу тормозной диск со ступицей и суппортом. При внешнем осмотре бывает видно, как накладка отслоилась от тормозной колодки (нередко она трескается и крошится).

Такие проблемы могут возникнуть даже сразу после установки новых тормозных колодок неизвестного производителя. В итоге экономия оборачивается еще большими затратами. Приходится снова приобретать колодки и выполнять замену.

Последствия

Любые непонятные стуки в передней или задней подвесках говорят о необходимости проведения срочной диагностики. Даже небольшой намек на повреждение в системе подрессоривания может привести к дорогостоящему ремонту. Пускать дело на самотек не стоит — в определённый момент неполадка обязательно вылезет наружу, что приведет к необходимости капитального ремонта.

Частая езда по неровной дороге и кочкам, а также разгон на проселочных дорогах могут привести к поломке деталей подвески. Как только вы услышите стук в машине, сделайте остановку при первой возможности.

Например, рассмотрим ситуацию с амортизаторами. Заставить владельца раскошелиться на новые стойки, если они начинают скрипеть, не всегда просто. Почти 90% людей будут ждать, пока управление не испортится окончательно.

А это уже грозит серьезными последствиями:

  • потерей сцепления с дорогой шин автомобиля;
  • неправильной работой электроники, связанной с тормозами;
  • заносами на мокрой дороге;
  • мерцанием света оптики, что вызывает дискомфорт у встречных водителей;
  • ускоренным износом протектора, а также прочих элементов подвески.

Что касается шаровой, то медлить с заменой данного элемента совсем не стоит. Если опора люфтит на домкрате при покачиваниях в разных плоскостях, то в скором времени она может внезапно выпасть из посадочного места. Это разъединит ступицу с амортизатором, и ездить на машине не выйдет.

Лучше обстоят дела с износом рычагов подвески. Но и в этом случае ездить нужно крайне аккуратно, ведь элементы непосредственно соединены с рамой, а внутри них находятся шаровые опоры. Погнутые рычаги могут менять установочные углы колес, вызывать проблемы управления. В итоге они становятся причиной чрезмерного износа протектора.

Езда на машине с поврежденной ходовой — это потеря комфорта. Будет ощущаться несбалансированность и нестабильность, что рано или поздно обязательно к потере управления. Не стоит тянуть с ремонтом поврежденных стоек, пружин, рычагов! Основная причина стуков связана с износом деталей. К сожалению, не все следуют рекомендациям производителя и проводят техническое обслуживание вовремя. А так как самым нагруженным узлом автомобиля является подвеска, стуки здесь появляются сразу.

Чтобы выявить причину стука в подвеске, часто требуется затратить немало времени. Зато можно найти износившуюся деталь, которую можно будет оперативно заменить. Тогда при движении по плохой дороге шумы в передней подвеске не будут беспокоить автовладельца.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"