Прогрев машины зимой

С приходом снежной зимы возвратился и хорошо знакомый автомобилистам ритуал: кузов перед поездкой нужно очистить от снега, лобовое стекло и боковые зеркала отогреть от наледи, а мотор — прогреть, то есть оставить работать вхолостую на некоторое время. Некоторые специалисты уверяют, что прогревать автомобиль перед стартом бессмысленно, так как намного лучше и быстрее машина прогревается на ходу. А вот другие уверены, что без длительного прогрева масло может загустеть, что отрицательно скажется на работе мотора. Так нужно ли нет прогревать двигатель зимой и как это правильно делать?

Нужно ли прогревать двигатель зимой?

Многие специалисты уверены: даже при относительно сильных морозах специальный прогрев двигателю не требуется. Так можно действовать (то есть не прогревать мотор перед поездкой) до того, как температура окружающей среды не превышает -15 градусов. Все потому, что современные масла характеризуются достаточной химической формулой для того, чтобы не становиться гуще на морозе.

Качественные и правильно подобранные масла позволяют любому мотору работать бесперебойно и с сохранением ресурса даже в холод. Но в более сильные морозы, то есть при температуре ниже, чем -15 градусов, некоторые ограничения все же накладываются на запуск турбомоторов. Бензиновый атмосферный мотор можно не прогревать. А вот если установлен бензиновый с турбиной — ситуация иная. Чтобы турбина нагрелась, а система смазки правильно заработала, можно прогреть мотор в течение одной минуты. Этого обычно вполне достаточно.

Эксперты считают, что современные ДВС прогрева не требуют, поэтому нет смысла держать машину на холостых оборотах. Однако давать машине серьезную нагрузку сразу после пуска и утапливать газ на старте с места все-таки не рекомендуется. Лучше стартовать плавно и ехать первые несколько десятков метров относительно спокойно. Так все узлы автомобиля во время движения и без нагрузок дойдут до нужной рабочей температуры.

Более пристального внимания и длительного прогрева требует дизельный двигатель. На морозе в -15 градусов и ниже дизельный ДВС лучше прогреть в течение 3-5 минут. У солярки есть свойство несколько загустевать в морозы. Поэтому, чтобы топливо в фильтрах стало более жидким, машину все же можно прогреть несколько минут.

При этом многие специалисты уверены, что даже самое качественное синтетическое масло становится более вязким, и холодный мотор некоторое время работает в условиях дефицита смазки, из-за чего существует риск трения металла. Поэтому самое губительное для техники — начать движение сразу после пуска резким рывком.

Технические специалисты поясняют, что это относится в первую очередь к машинам с достаточно большими пробегами, но даже им достаточно прогреть мотор в течение пяти минут. Долгие простои на холостом ходу также не слишком полезны для авто. Оптимальным вариантом можно считать прогрев двигателя в зимнее время в течение 3-5 минут.

Гибриды и электромобили

Надо ли прогревать машину зимой, если речь идет о гибридных авто и моделях с электромоторами? Важно учитывать, что зимняя эксплуатация подобных авто отличается от «стандартных» бензиновых и дизельных моторов. Все потому, что гибридные силовые агрегаты самостоятельно определяют режим работы, и чаще всего в холодное время года электроника запускает двигатель внутреннего сгорания уже после включения зажигания.

Рекомендации здесь действуют аналогичные, и специального прогрева тоже не требуется. Достаточно нажать кнопку пуска, подождать пару секунд для собственного спокойствия, зажечь приборы и фары, и после этого сразу можно ехать. Для правильной работы масляной системы ДВС даже в сильный мороз достаточно всего пары секунд. А вопрос прогревания электрического двигателя вообще не стоит, потому что прогревать электромотор даже запрещено инструкцией по эксплуатации. Его можно лишь охлаждать. Вообще, электромотору чем холоднее, тем лучше. А идеальная температура для электродвигателя — абсолютный ноль.

Выхлопные газы

Сколько нужно прогревать машину зимой? В большинстве случае автовладельцы зимой прогревают автомобили гораздо дольше пяти минут, хотя, как мы выяснили выше, технических оснований для этого совершенно нет. Некоторые и вовсе включают предпусковой подогрев и дистанционно запускают ДВС за полчаса или даже час до выхода из дома! Если машина все это время стоит на месте и вырабатывает выхлопные газы, соседи по двору точно могут разозлиться.

Решить такую проблему в рамках правового поля крайне тяжело, но у соседей действительно есть основания возмутиться. Согласно статье 17.2 ПДД, во дворах жилых домов не разрешена стоянка с работающим двигателем — прогревание автомобиля возможен не дольше пяти минут. А статья 12.28 КоАП РФ рассматривает именно нарушения правил движения в жилых зонах и предполагает штраф в 1500 рублей по стране. Однако наказать автомобилиста за долгий прогрев можно лишь в том случае, если машина стоит внутри двора.

Если же автомобиль припаркован за пределами двора или общего пространства домов, а на въезде в микрорайон нет знака «Жилая зона», то прогревать двигатель можно. Проще говоря, если соседские окна выходят на улицу, а не во двор, то к водителям с работающим ДВС претензий быть не может. А вот те, кто оставляют свое авто возле подъезда и любят долго греть мотор, могут получить штраф. Крайне важно учитывать этот момент.

Не рекомендуется греть двигатель «по температуре»

Традиционно прогрев автомобильного ДВС водители контролируют, ориентируясь на показания датчика температуры. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания имеют рабочую температуру в 90 градусов. Но такой подход в корне неверен — он может обернуться слишком большим расходом топлива на прогрев и существенной потерей времени.

Прогреть автомобиль на холостом ходу до 90 градусов при температуре в минус 20 реально, но на это потребуется порядка получаса. Тратить топливо и время на такой прогрев прогрев просто не имеет смысла.

Машинное масло может загустеть при низких температурах. Минеральное теряет вязкость при температуре 15-20 градусов мороза, «полусинтетика» — лишь при 25-30 градусах ниже нуля. Густое масло отрицательно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания. Оно выполняет сразу три функции: смазка трущихся поверхностей, отвод продуктов износа, а также охлаждение подвижных деталей. В случае отрицательных температур последние два пункта не будут актуальными. Остужать холодный мотор не надо, а износ в таком режиме незначителен. Но вот смазки мотору не может не хватать, из-за чего возрастает сила трения. Высокие силы трения ведут к повышенному расходу топлива. Почти все современные авто имеют бортовые компьютеры, которые отображают показатели расхода. Специалисты рекомендуют греть автомобиль «по расходу».

Не стоит «газовать» во время прогрева

Некоторые автолюбители пытаются сократить время на прогрев автомобиля за счет повышения оборотов. Однако сильно «газовать» холодным двигателем строго не рекомендуется.

Важно понимать, что все зазоры в моторе рассчитаны на конкретную вязкость масла, при низких температурах она увеличивается, поэтому смазка не способна протечь между трущимися поверхностями. Детали работают в режиме «на износ».

Причем износ в таком случае носит достаточно резкий, почти взрывной характер. Могут выйти из строя кольца на поршнях, а на зеркале цилиндра появятся задиры и щербинки, которые удастся исправить лишь в ходе капитального ремонта ДВС. Конечно, это обойдется дорого.

Мотор можно прогревать на холостом ходу, если это требуется, но не дотрагиваясь до педали газа. В таком случае выход на рабочий режим пройдет без последствий.

Нельзя пользоваться подогревателями масла

Некоторые автолюбители для более быстрого и легкого пуска в холодный период применяют так называемые подогреватели масла. Это устройство представляет собой нагревательный элемент, который монтируют в отверстие масляного щупа и подключают к автомобильному аккумулятору. Предполагается, что такое устройство прогреет масло, вернет ему «стандартную» текучесть и упростит прогрев. Но это всего лишь маркетинговая уловка. От этих устройств, на самом деле, больше вреда, чем пользы.

Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева ДВС в зимний период. Мощность таких устройств редко превышает 20-30 ватт, чего явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном моторе при температуре воздуха в -20 градусов. В некоторых случаях температура подогревателя настолько большая, что масло на поверхности начинает несколько пригорать, при этом весь объем так и остается остается холодным.

Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно тоже густеет при низких температурах, и в коробке происходят процессы, которые схожи с процессами в ДВС. После прогрева мотора масло в коробке тоже остается холодным — поэтому также резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 км/час первые 300-400 метров. Этого достаточно, чтобы масло в коробке начало правильно выполнять все функции.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"