Устройство и работа тормозной системы

Тормозная система автомобиля (англ. – brake system) является одной из систем активной безопасности. Она используется для изменения скорости движения авто вплоть до полной его остановки, в том числе и экстренной, а также удержания автомобиля на месте при парковке. Для реализации данных функций используется сразу несколько систем:

  • рабочая (основная);
  • запасная;
  • стояночная;
  • вспомогательная;
  • антиблокировочная.

Совокупность всех перечисленных систем авто называют тормозным управлением.

Рабочая система

Основное предназначение — регулирование скорости движения авто, а также его полная остановка. Она включает тормозной привод и механизмы. Как правило, на легковых авто используется в основном гидравлический привод.

Гидропривод состоит из:

  • главного тормозного цилиндра (ГТЦ);
  • вакуумного усилителя;
  • регулятора давления в задних механизмах (если в авто отсутствует АВS);
  • блока ABS (при наличии);
  • рабочих цилиндров;
  • рабочих контуров.

Именно главный цилиндр преобразует то усилие, которое прилагает водитель, нажимая педаль тормоза, в давление рабочей жидкости. Она распределяется по контурам.

Чтобы сила, которая создает давление, была увеличена, гидропривод оснащается вакуумным усилителем.

Регулятор давления используется для его уменьшения в приводе механизмов задних колес — это способствует более эффективному торможению автомобиля.

Контуры, которые представляют собой несколько замкнутых трубопроводов, соединяют ГТЦ и тормозные механизмы колес авто.

Контуры могут дублировать друг друга или, напротив, выполнять лишь свои функции. Чаще всего используется двухконтурная схема тормозного привода, при которой пара контуров функционирует диагонально.

Запасная система

Необходима для экстренного или аварийного торможения в случае отказа или неисправности основной. Она выполняет точно такие же функции, что и рабочая, и может работать и как часть основной, и как самостоятельный узел.

Стояночная система

Главными функциями и назначением стояночного тормоза считаются:

  • удержание автомобиля на одном месте в течение долгого времени;
  • предотвращение самопроизвольного движения машины при остановке на уклоне;
  • экстренное торможение в случае выхода из строя рабочей и (или) запасной системы.

Устройство тормозной системы автомобиля

Основа тормозной системы — механизмы и их приводы.

Механизм необходим для создания тормозного момента, который используется для торможения или полной остановки автомобиля. Он устанавливается в авто на ступице колеса, а принцип его функционирования основан на использовании силы трения. Механизмы бывают барабанными или дисковыми.

По своей конструкции они включают статичную и вращающуюся части. Статичная часть у барабанного механизма — это барабан, а вращающаяся — колодки. В дисковом же вращающаяся часть — это диск, а неподвижная — суппорт и колодки. Управляет тормозными механизмами привод.

Использоваться может не только гидропривод. Так, в стояночной системе используется механический привод, который является совокупностью тросов, рычагов и тяг. Это устройство соединяет тормозные механизмы задних колес и «ручник» — рычаг стояночного тормоза. Помимо этого, используется и электромеханический стояночный тормоз.

Принципы работы

Работа строится таким образом:

  1. Водитель, нажимая на педаль тормоза, создает усилие, которое передается к вакуумному усилителю.
  2. Усилие увеличивается в усилителе, после чего передается в главный цилиндр.
  3. Поршень ГТЦ нагнетает жидкость к колесным цилиндрам через специальные трубопроводы, благодаря чему увеличивается давление в приводе, а поршни рабочих цилиндров смещают колодки к дискам.
  4. Последующие нажатия на педали сильнее повышает давление жидкости, благодаря чему срабатывают механизмы, приводящие к замедлению вращения колес. Давление жидкости может составлять порядка 10-15 МПа. Чем оно больше, тем эффективнее производится торможение автомобиля.
  5. Опускание педали тормоза приводит к ее возврату в исходное положение, что происходит под действием возвратной пружины. Также в нейтральное положение возвращается поршень ГТЦ. Рабочая жидкость перемещается в цилиндр, а колодки отпускают барабаны или диски. Снижается давление.

Отметим, что для правильного функционирования необходимо периодически менять рабочую жидкость. Как правило, на одну замену требуется не более 1-1,5 литров.

Работоспособность всей системы напрямую зависит от работоспособности каждого ее элемента. Она является одной из самых важных в любом автомобиле, поэтому пренебрежительное отношение к ней должно быть исключено. В случае подозрения на какие-либо дефекты в ее работе, при появлении индикации от датчика колодок важно без промедления обратиться к профессионалам. Мастера проведут диагностику степени износа и оперативно проведут замену любых деталей.


Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"