Замена тормозной жидкости: периодичность и пошаговая инструкция

Замена тормозной жидкости — это обязательная процедура, которая необходима для обеспечения нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замена может быть проведена на СТО или в домашних условиях. Процедура эта не слишком сложная, однако важно учитывать, что для автомобилей с АБС требуется специальное оборудование.

Важно отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — последовательный и параллельный. Первый является наиболее распространенным. Его суть заключается в последовательной замене в каждом отдельном тормозном цилиндре. Этот способ быстрее, а также автовладельцу не нужен помощник, чтобы провести такую процедуру. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров, а затем их заполнение новой жидкостью. Его недостатками считаются более продолжительное время выполнения, некоторые неудобства, а также обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.

Как часто необходимо менять тормозную жидкость?

Сроки замены зависят от:

  • модели автомобиля (как правило, производитель указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых следует проводить замену);
  • используемой жидкости (чем более она качественна, тем реже нуждается в замене; лучше выбирать современные составы);
  • условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).

Как правило, замена ТЖ автомобиля выполняется:

  • через 2-3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие будет выполнено раньше);
  • если машина долгое время время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
  • при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта. Это не требуется в случае, если при ремонте не была разгерметизирована соответствующая система);
  • в случае неудовлетворительного состояния состава (если он существенно загрязнился или увлажнился более чем на 3%).

Разработаны специальные электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они не слишком дешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).

Какую жидкость выбирать и в каких случаях

Основная рекомендация при выборе хорошей ТЖ заключается в том, чтобы использовать такую тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевая или минеральная.

Для большей части современных автомобилей используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она для «сухого» состава составляет +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее обязательно следует заменить.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 изготавливаются на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть они не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — ежегодно.

Как заменить тормозную жидкость

Последовательность действий по замене несколько отличается у машин с АБС и без нее. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС работают в одном узле, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор располагается отдельно, то ее следует выполнять на СТО, поскольку для этого требуется специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.

Перед описанием самого процесса замены по регламенту, важно уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров. Поэтому перед выполнением лучше уточнить в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы точно понимать, в какой последовательности и что делать.

В частности, от рекомендаций производителя авто зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем необходимо менять ее на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же она диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.

Последовательность

Как правило, замена проводится по следующему алгоритму (это первый, так называемый последовательный способ):

  1. Машина загоняется на эстакаду или подъемник так, чтобы был свободный доступ к цилиндрам (их штуцерам).
  2. С машины снимают все колеса.
  3. На штуцеры цилиндров надеваются плотные шланги, второй конец которых необходимо поместить в пластиковые бутылки.
  4. С помощью шприца ТЖ откачивают из расширительного бачка.
  5. Отворачиваются штуцеры, чтобы убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим). При этом обязательно важно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, чтобы не завоздушить систему.
  6. Количество ТЖ контролируется в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая (ее вы легко определите по цвету), сразу же следует закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200-300 мл.
  7. После того, как из всех штуцеров полилась новая ТЖ, следует проконтролировать момент затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Важно не забыть надеть защитные колпачки.
  8. Долить оставшуюся жидкость в расширительный бак до линии максимального уровня.

Если загнать автомобиль на подъемник или эстакаду по разным причинам невозможно, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Следовательно, и доливать систему каждого колеса важно по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Важно для этого все же загнать машину на смотровую яму, чтобы у вас был удобный доступ к цилиндрам.

Второй метод замены, параллельный, предполагает выполнение следующих действий:

  • отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
  • полное опустошение магистралей;
  • завинчивание штуцеров;
  • постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.

Как было сказано выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его небольшого удобства и трудовых и временных затрат им пользуются редко.

Объем

Точная информация об объеме указывается мануале или технической документации к автомобилю. Она зависит от его размера и объема тормозной системы. Однако приобретать жидкость лучше с небольшим запасом, ведь замена предполагает вытеснение старого состава, а для этого придется будет потратить немного новой жидкости впустую. Поэтому стоит приобрести около одного-двух литров ТЖ.

Как показывает практика, в легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем примерно одинаков и составляет около 0,6-0,9 л.

Предостережения и особенности

Существуют некоторые советы, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам:

  1. Тормозную жидкость следует менять строго в соответствии с регламентом, причем вне зависимости от ее внешнего состояния.
  2. Смешивать можно лишь те составы, которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать требованиям безопасности, что в свою очередь может привести к частичному или даже полному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что составы разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизит их эксплуатационные характеристики).
  3. Если производителем автомобиля четко указано, что в нем следует использовать гликолевый состав, значит, заливать в него минеральный ни в коем случае нельзя! И наоборот. Замена своими руками должна осуществляться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
  4. Нельзя ни в коем случае допускать появления в составе воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это, в свою очередь, может привести к отказу тормозов. Поэтому важно следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
  5. Загрязнение состава может привести к неправильной работе всей тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет в доли секунды передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость очень важно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
  6. После смены ТЖ систему обязательно требуется прокачать. Если этого не сделать, то высока вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут функционировать должным образом!
  7. При прокачке не стоит допускать двух вещей — чтобы уровень жидкости сильно упал и чтобы создавалось избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
  8. Расширительный бачок лучше протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!
  9. Обязательно перед покупкой проверяйте на упаковке срок годности, по истечении которого ТЖ полностью утрачивает свои свойства.

При работе важно обязательно придерживаться регламента смены. Это не только гарантирует правильную и долговременную работу, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП из-за отказа тормозов. Стоимость замены своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя есть в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура требует совсем немного — особенно если работать с напарником.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"