Замена тормозной жидкости — это обязательная процедура, которая необходима для обеспечения нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замена может быть проведена на СТО или в домашних условиях. Процедура эта не слишком сложная, однако важно учитывать, что для автомобилей с АБС требуется специальное оборудование.
Важно отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — последовательный и параллельный. Первый является наиболее распространенным. Его суть заключается в последовательной замене в каждом отдельном тормозном цилиндре. Этот способ быстрее, а также автовладельцу не нужен помощник, чтобы провести такую процедуру. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров, а затем их заполнение новой жидкостью. Его недостатками считаются более продолжительное время выполнения, некоторые неудобства, а также обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.
Как часто необходимо менять тормозную жидкость?
Сроки замены зависят от:
- модели автомобиля (как правило, производитель указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых следует проводить замену);
- используемой жидкости (чем более она качественна, тем реже нуждается в замене; лучше выбирать современные составы);
- условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
Как правило, замена ТЖ автомобиля выполняется:
- через 2-3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие будет выполнено раньше);
- если машина долгое время время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
- при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта. Это не требуется в случае, если при ремонте не была разгерметизирована соответствующая система);
- в случае неудовлетворительного состояния состава (если он существенно загрязнился или увлажнился более чем на 3%).
Разработаны специальные электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они не слишком дешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).
Какую жидкость выбирать и в каких случаях
Основная рекомендация при выборе хорошей ТЖ заключается в том, чтобы использовать такую тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевая или минеральная.
Для большей части современных автомобилей используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она для «сухого» состава составляет +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее обязательно следует заменить.
Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 изготавливаются на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть они не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — ежегодно.
Как заменить тормозную жидкость
Последовательность действий по замене несколько отличается у машин с АБС и без нее. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС работают в одном узле, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор располагается отдельно, то ее следует выполнять на СТО, поскольку для этого требуется специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.
Перед описанием самого процесса замены по регламенту, важно уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров. Поэтому перед выполнением лучше уточнить в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы точно понимать, в какой последовательности и что делать.
В частности, от рекомендаций производителя авто зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем необходимо менять ее на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же она диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.
Последовательность
Как правило, замена проводится по следующему алгоритму (это первый, так называемый последовательный способ):
- Машина загоняется на эстакаду или подъемник так, чтобы был свободный доступ к цилиндрам (их штуцерам).
- С машины снимают все колеса.
- На штуцеры цилиндров надеваются плотные шланги, второй конец которых необходимо поместить в пластиковые бутылки.
- С помощью шприца ТЖ откачивают из расширительного бачка.
- Отворачиваются штуцеры, чтобы убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим). При этом обязательно важно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, чтобы не завоздушить систему.
- Количество ТЖ контролируется в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая (ее вы легко определите по цвету), сразу же следует закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200-300 мл.
- После того, как из всех штуцеров полилась новая ТЖ, следует проконтролировать момент затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Важно не забыть надеть защитные колпачки.
- Долить оставшуюся жидкость в расширительный бак до линии максимального уровня.
Если загнать автомобиль на подъемник или эстакаду по разным причинам невозможно, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Следовательно, и доливать систему каждого колеса важно по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Важно для этого все же загнать машину на смотровую яму, чтобы у вас был удобный доступ к цилиндрам.
Второй метод замены, параллельный, предполагает выполнение следующих действий:
- отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
- полное опустошение магистралей;
- завинчивание штуцеров;
- постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.
Как было сказано выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его небольшого удобства и трудовых и временных затрат им пользуются редко.
Объем
Точная информация об объеме указывается мануале или технической документации к автомобилю. Она зависит от его размера и объема тормозной системы. Однако приобретать жидкость лучше с небольшим запасом, ведь замена предполагает вытеснение старого состава, а для этого придется будет потратить немного новой жидкости впустую. Поэтому стоит приобрести около одного-двух литров ТЖ.
Как показывает практика, в легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем примерно одинаков и составляет около 0,6-0,9 л.
Предостережения и особенности
Существуют некоторые советы, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам:
- Тормозную жидкость следует менять строго в соответствии с регламентом, причем вне зависимости от ее внешнего состояния.
- Смешивать можно лишь те составы, которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать требованиям безопасности, что в свою очередь может привести к частичному или даже полному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что составы разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизит их эксплуатационные характеристики).
- Если производителем автомобиля четко указано, что в нем следует использовать гликолевый состав, значит, заливать в него минеральный ни в коем случае нельзя! И наоборот. Замена своими руками должна осуществляться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
- Нельзя ни в коем случае допускать появления в составе воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это, в свою очередь, может привести к отказу тормозов. Поэтому важно следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
- Загрязнение состава может привести к неправильной работе всей тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет в доли секунды передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость очень важно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
- После смены ТЖ систему обязательно требуется прокачать. Если этого не сделать, то высока вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут функционировать должным образом!
- При прокачке не стоит допускать двух вещей — чтобы уровень жидкости сильно упал и чтобы создавалось избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
- Расширительный бачок лучше протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!
- Обязательно перед покупкой проверяйте на упаковке срок годности, по истечении которого ТЖ полностью утрачивает свои свойства.
При работе важно обязательно придерживаться регламента смены. Это не только гарантирует правильную и долговременную работу, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП из-за отказа тормозов. Стоимость замены своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя есть в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура требует совсем немного — особенно если работать с напарником.