Что такое сход-развал: как часто и когда его делать?

Возможно, вы замечали, что если отпустить руль на скорости, то автомобиль начнет уводить в сторону. Закрывать глаза на эту “незначительную” проблему не стоит – у машины явные неполадки с углом наклона колес и ей требуется регулировка сход-развала. Что это такое и на что влияет, мы расскажем в этой статье.

Что такое сход-развал и зачем он нужен?

Сход-развал (также его принято называть развал-схождение) – это процедура регулировки углов наклона колес автомобиля. Дело в том, что в процессе эксплуатации подвески могут расположиться под неправильным углом, и машину при езде будет уводить в сторону. На сухой дороге это может оказаться не так заметно, но в дождь разница будет очень ощутима.

Процесс установки углов включает три составляющих: схождение, развал и кастер. Сход-развал следует делать, чтобы вернуть машине устойчивость на скользком покрытии и улучшить его управляемость. Авто с нулевыми показателями потребляет меньше топлива, ее меньше заносит и у нее медленнее и равномернее изнашивается резина.

Как понять, когда нужно делать процедуру?

Поездки на автомобилях далеко не всегда проходят исключительно по чистым и отремонтированным трассам. Но даже на идеальных японских и немецких автобанах покрышки и подвеска подвергаются огромным нагрузкам, и что уж говорить про неидеальные дороги в России: торможение, разгон и резкие виражи отрицательно сказываются на положении уровня наклона колес. Чтобы исправить это, нужно время от времени делать развал-схождение.

Производители шин рекомендуют проводить установку правильных параметров подвески вместе со всеми плановыми мероприятиями по обслуживанию авто. Владельцам отечественных машин посещать автосервис нужно каждые 15-20 тыс. км пробега, для иномарок допускается периодичность в 30 тыс. км. Важно иметь в виду, что доверять такую процедуру можно только профессионалам в шинных центрах, так как самостоятельно правильно отрегулировать угол без специального оборудования не слишком просто.

Чем дольше игнорируется развал-схождение, тем серьезнее будут неприятные последствия, а значит, и вероятность аварии. При сильно сбитых углах удерживать руль и корректировать курс станет все сложнее и сложнее из-за меньшей площади контакта с шоссе. Даже новый автомобиль не гарантирует должной балансировки – дилеры нередко игнорируют выставление баланса.

Регулировка необходима, если:

  • автомобиль постоянно уводит в сторону при езде по прямой, из-за чего приходится выруливать обратно;
  • колеса быстро изнашиваются по бокам и «визжат» даже на невысокой скорости;
  • руль самостоятельно не возвращается на место, если его отпустить, или же у него разный радиус при вращении влево и вправо;
  • ухудшилась курсовая устойчивость на высоких скоростях;
  • машина «плавает» в колее;
  • разный угол разворота;
  • у автомобиля очень плохой рулевой отклик, руль трясет при езде, т.е. ощущается «биение».

Причиной может быть недавно проведенный ремонт подвески. Схождение-развал на авто требуется проводить после замены шаровых опор, рычагов, рулевых тяг, стоек, ШРУСа, рулевых наконечников и пружин. Однако никто не обязывает проводить установку параметров, если была проведена замена шин, амортизаторов или стабилизаторов. Никакого влияния на подвеску замена данных элементов не оказывает, так что не стоит верить тем сотрудникам автомобильного центра, которые пытаются навязать лишнюю услугу.

Нарушение угла вращения колес на машине может случиться и из-за сильных ударных нагрузок или постоянной езды по разбитым дорогам. Водители, которые предпочитают агрессивный стиль вождения, должны задуматься о визите в шиномонтаж. Боковой удар, который оставил после себя вмятину на диске, – явный повод ехать в автоцентр. Падение в яму или небольшое ДТП также могут сбить угол и повлиять на подвеску.

Что такое развал?

Развал – это угол между плоскостью вращения колес и вертикалью, или же просто их отклонение от вертикальной прямой. Он измеряется в градусах. Неправильный развал способен привести к ускоренному износу покрышек. Есть также два вида:

  1. Отрицательный означает, что верхние части колес одной оси располагаются ближе друг к другу, а нижние дальше – в виде «домика». Сильный минусовой развал достигается у легких гоночных авто, чтобы спорткар на высоких скоростях легче вписывался в повороты. Но такие крайние значения быстро “убьют” протектор, поэтому они подходят лишь для профессиональных команд, которые могут сменить по несколько комплектов покрышек за заезд.
  2. При положительном, наоборот, верхние части располагаются дальше друг от друга, чем нижние. Это создается намеренно у тяжелых грузовиков и выправляется в ноль, когда машину загрузят. Тем больше нагрузка на кузов, тем сильнее увеличивается расстояние между нижними частями колес, переходя к отрицательному значению, что улучшает управляемость, однако так шины изнашиваются существенно быстрее.

Нулевое значение развала наиболее приемлемо для большинства легковых автомобилей, но только в случае, если подвеска достаточно жесткая. На старых машинах нередко устанавливали положительный развал, чтобы нагрузка компенсировала его и выправляла до нулевых значений.

Что такое схождение?

Схождение – это угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением автомобиля, или, иными словами, горизонталью. Оно определяет поведение рулевого управления. Данный показатель измеряется в градусах, минутах или мм. Есть два вида схождения:

  1. Положительное отмечается, если передние части колес одной оси располагаются ближе друг к другу, чем задние. Упор на эту опцию для передних колес делает авто более устойчивым на высокой скорости, однако оно будет хуже поворачивать.
  2. Отрицательное предполагает, что передние части отклоняются друг от друга дальше, чем задние. Если передняя ось настраиваются с упором на отрицательное схождение, авто будет лучше управляться, но у него начнутся проблемы с износом, а также руль станет очень чувствительным ко всем неровностям дороги.

Правильно сделать схождение намного важнее, чем выправить развал. Из-за неправильно проведенной работы автомобиль будет хуже управляться и потреблять существенно больше топлива из-за сильного сопротивления качению, а износ шин вырастет в разы. Колеса с неправильным схождением могут не пережить и тысячи километров пробега. Так что для повседневного вождения необходимо настроить схождение в ноль – так водитель избежит «профессиональных» проблем, с которыми сталкиваются дрифтеры и другие любители поэкспериментировать с подвеской.

Что такое кастер?

Кастером называют наклон проекции оси вращения и вертикалью. О нем нередко забывают, хотя он прямо влияет и на развал, и на схождение. Его также важно делать, но только в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля.

  1. Положительное значение означает, что эта ось относительно направления движения отклонена назад и авто меньше будет «вилять» на высоких скоростях.
  2. При отрицательном – ось смотрит вперед, что, напротив, ухудшает управляемость из-за того, что руль становится слишком тяжелым.

Также кастер отвечает за возвращение руля на изначальную позицию после прохождения поворота – с положительным положением автомобиль самостоятельно выходит из поворота вместе с рулем.

Как проходит сход-развал?

Когда-то регулировку проводили с помощью отвесов, специальных шайб и даже по нитке. Но сегодня процесс полностью компьютеризирован: показания считывают оптические датчики, которые выводят показания на монитор устройства. Высокие технологии значительно упростили развал-схождение, он стал быстрее и намного точнее.

Прежде чем приступить к основной части, сотрудник шинного центра должен провести диагностику ходовой части и проверить давление в шине с помощью компрессора. После этого — определить компенсацию биения обода и диагностику геометрии ходовой части. На этом этапе он определит недостатки подвески, которые влияют на курсовую устойчивость и управляемость, но не зависят от схода-развала. Случается, что у автомобиля из-за поврежденных деталей или подвески все равно страдает управляемость и без регулировки.

Важный момент: далеко не на всех моделях авто развал и кастер вообще регулируются. Часто установка параметров уже проводится производителем и поменять их по желанию скорее всего не удастся. Так что делать можно только схождение.

Основная часть процесса проходит так:

  1. Машину устанавливают на специальный подъемник, надевают адаптеры-мишени.
  2. Автомобиль прокатывается вперед и с помощью высокоточных оптических датчиков проводится диагностика положения колес относительно кузова.
  3. Оператор принимает распечатку с информацией и на ее основе исправляет недостатки подвески в вертикальной и горизонтальной плоскости. Он работает с четырьмя показателями: угол схождения и развала для обеих осей, смещение передней и задней оси, угол движения авто, с поперечным и продольным углом наклона оси вращения.
  4. Мастер сравнивает их с эталонными данными и проверяет, находятся ли углы в допустимых диапазонах.
  5. Регулировка начинается с кастера, поскольку его положение будет влиять на два остальных значения. Оно настраивается с помощью специальных узлов, которые встраиваются в конструкцию подвески. Потом приступают к развалу и в последнюю очередь настраивают схождение.

В мастерской проводят установку параметров так, чтобы добиться околонулевого значения как развала, так и схождения в той ситуации, когда в салоне находится один водитель. Именно это дает гарантию, что шины будут стабильно управляться и гораздо меньше изнашиваться.

Конечно, некоторые специалисты имеют свое представление о том, какое расположение придать колесам – к примеру, подкорректировать немного в «+» для кастера, чтобы улучшить курсовую устойчивость, или подкрутить «-» к развалу, дабы также оптимизировать управляемость. Но это скорее удел автомобильных энтузиастов, и далеко не все согласны тратить свое время на такие ювелирные тонкости. Для непрофессионального вождения можно просто добиться средне допустимого диапазона и остановиться на этом.

Можно ли самому делать сход-развал?

В советское время регулировкой данных показателей занимались водители в гаражах с помощью отвесов, уровня и нитки, но сейчас мы крайне не рекомендуем пробовать самим заниматься настолько сложной и тонкой установкой параметров – нет смысла и риск слишком велик. Без стопоров, идеальной плоскости и точных данных об углах, диагностики подвески, давления в шинах, массе авто и многого другого, что не может позволить себе обычный водитель в своем гараже, вы рискуете лишь усугубить проблему. Ошибочно настроенный развал-схождение будет лишь усиливать износ покрышек и повышает шанс выезда на встречную полосу, а значит, велик риск ДТП с серьезными последствиями для вас и ваших близких.

Заключение

Иногда даже правильная корректировка не позволяет решить проблему с управляемостью, и авто все равно утягивает в сторону. Связано это может быть с непоправимой деформацией кузова или дисков из-за недавней аварии. В этом случае для исправления необходимо проведение стапельных работ или придется менять колеса местами. Но для исправного автомобиля грамотная установка параметров подвески обязательно поможет выправить колеса, и машина снова будет управляться легко и свободно. Ее необходимо проводить при некоторых ремонтных работах в том случае, если машина плохо управляется, резина быстро и неравномерно изнашивается или же обнаруживаются явные проблемы с рулем (он стал тяжелым, его сложнее вращать, он возвращается на место и т.д.).

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"