Как определить какой ШРУС хрустит: как выполнить диагностику проблемного узла самостоятельно

Когда при повороте хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), многие автолюбители не понимают, как правильно выполнить диагностику проблемного узла и какие действия следует предпринимать впоследствии. Самое важное в данном случае — определить, какой из них хрустит, ведь в переднеприводных автомобилях есть аж четыре “гранаты”, как в народе принято называть этот узел. Также необходимо понимать, ШРУС ли является источником неприятных звуков или другая деталь подвески автомобиля. Попытаемся систематизировать информацию и пролить свет на вопрос диагностики и ремонта шарнира равных угловых скоростей машины.

Виды и конструкция

Прежде чем перейти непосредственно к описанию признаков и причин, которые указывают на возможные проблемы, следует выяснить, для чего они нужны и какие бывают. Так будет проще понять, как впоследствии проводить их диагностику и ремонт.

Задача любого шарнира равных угловых скоростей заключается в передаче крутящего момента между полуосями при условии, что они располагаются под разными углами в разное время. Они используются в переднеприводных и полноприводных машинах, обеспечивая возможность поворота переднего колеса и его вращения под нагрузкой. Есть несколько видов, однако мы не будем подробно останавливаться на этом. Нужно знать, что, в основном, их делят на внутренние и наружные.

На любом переднеприводном автомобиле установлено всего четыре ШРУСа — два внутренних и два наружных, попарно на каждом переднем колесе. Задача внутреннего — передача крутящего момента от коробки передач на вал. Задача наружного — передача крутящего момента от внутреннего шарнира напрямую на колесо.

Внутренний состоит из внешнего корпуса (“стакана”) и вставленного в него трипода — это набор игольчатых подшипников, который работает в трех плоскостях. Основной вал (со стороны “стакана”) вставляется в коробку передач, а в трипод вставляется другая полуось, на которую и передается крутящий момент. Иными словами, конструкция внутреннего ШРУСа несложная, и как правило, проблемы с ним возникают редко. Единственным обязательным условием правильной работы (это касается и наружной “гранаты”) считается наличие внутри него смазки и целостность пыльника.

Наружная “граната” — более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны она соединяется с внутренним через полуось, а другой — непосредственно со ступицей посредством собственного вала со шлицами. В основе конструкции лежит сепаратор с шариками. Он может вращаться в заданных конструкцией диапазонах углов. Именно шариковый механизм в большинстве случаев бывает причиной проблемы. На корпус наружной “гранаты” надевается пыльник, который качественно защищает внутренности от попадания в него пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства. По статистике, именно порванный пыльник считается первопричиной полного или частичного выхода данного механизма из строя.

Чтобы увеличить срок эксплуатации, следует придерживаться двух несложных правил: периодически проверять целостность пыльника и наличия достаточного количества смазки в нем, а также стараться не “газовать” при сильно вывернутых колесах, поскольку в таком случае шарнир испытывает максимальные нагрузки, что приводит к его чрезмерному износу.

Стоит помнить, что любой шарнир равных угловых скоростей испытывает тем большие нагрузки, чем под большим углом работают две его полуоси. Если они располагаются параллельно друг другу, то нагрузка на узел минимальна, соответственно, при максимальном угле будет максимальной и нагрузка. Именно благодаря этому свойству удается определить неисправную деталь, о чем мы и поговорим далее.

Как определить хрустящий ШРУС

Выяснить, какая “граната” хрустит, довольно просто. В первую очередь, стоит понимать, что характерный хруст или поскрипывание на поворотах издает наружная “граната”. Внутренний шарнир может издавать постукивание на прямой дороге. Алгоритмы диагностики опишем чуть ниже.

Хруст наружного ШРУСа, как правило, возникает, когда водитель поворачивает с полностью или сильно вывернутыми колесами (в свою сторону). Особенно это хорошо слышно, если в это время “поддать газу”. В данный момент шарнир испытывает максимальные или приближенные к этому нагрузки и в случае, если он неисправен, то и можно услышать упомянутые звуки. Визуально это может проявляться тем, что будет чувствоваться “отдача” в руль при поворотах.

Что касается внутренних ШРУСов, то их поломку диагностировать несколько сложнее. Как правило, из них исходит аналогичный звук при движении по неровной дороге, причем чем в более глубокие ямы попадает колесо — тем большие нагрузки испытывает шарнир, следовательно, он сильнее хрустит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа определяется по вибрации и “подергивании” машины при ускорении и на высокой скорости (около 100 км/ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы напоминают ситуацию, когда не отбалансированы колеса).

Далее можно перейти к ответу на вопрос, как определить, какой ШРУС хрустит — внутренний или наружный. Есть несколько способов проверки. Начнем с наружных шарниров.

Определение хруста от наружного ШРУСа

Нужно выбрать ровную площадку, на которой можно было бы поездить на машине. Выверните колеса в одну из сторон до упора и резко троньтесь с места. Таким образом вы обеспечите большую нагрузку, и если он неисправен, то вы услышите знакомый звук. Кстати, слушать его можно самостоятельно (при открытых окнах) или с помощником, который будет находиться во время движения машины возле колеса. Второй случай особенно хорош для диагностики правых ШРУСов, так как звук оттуда доходит до водителя хуже. Впрочем, такие процедуры можно проводить и на дороге или в “полевых условиях”, чтобы не заморачиваться и не искать дополнительное место для тестов.

При повороте машины влево будет хрустеть правая наружная “граната”, а при повороте вправо — левая. Это обусловлено тем, что в данный момент соответствующие шарниры являются самыми нагруженными, поскольку на них переносится большая часть массы машины при условии создания значительного крутящего момента. А чем больше нагрузка — тем громче будет звук. Однако в редких случаях бывает и наоборот. Поэтому лучше слушать, с какой стороны исходит шум, снаружи машины.

Как хрустит внутренний ШРУС

Внутренние шарниры диагностируются по-другому. Чтобы определить, какой ШРУС неисправен — левый или правый, — необходимо найти прямую дорогу с сильными выбоинами и проехаться по ней. Если он поломан — он “застучит”.

Опишем еще один интересный метод определения, как хрустит такой ШРУС. Он заключается в том, чтобы не вывешивать колеса, а существенно утяжелить заднюю часть машины (посадить в салон много людей, загрузить багажник), то есть сделать так, чтобы перед машины поднялся, а ось как можно сильнее изогнулась. Если в таком положении вы услышите хруст в движении, то это считается одним из признаков неисправности упомянутого узла.

При стандартной эксплуатации машины не стоит постоянно ездить с высоко поднятым передом машины, то есть не загружайте сильно заднюю часть автомобиля слишком часто. Следите за пружинами амортизатора, проставками.

Универсальный метод диагностики

Представляем алгоритм другого — универсального — варианта, как узнать, какая “граната” хрустит. Действовать нужно таким образом:

  1. Поставить колеса машины ровно.
  2. Вывесить одно из передних колес с помощью домкрата.
  3. Поставить машину на ручной тормоз, а также нейтральную передачу.
  4. Запустить двигатель, выжать сцепление, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление, то есть “тронуться” с места (в результате вывешенное колесо начнет вращаться).
  5. Медленно нажимать на педаль тормоза, создавая естественную нагрузку шарниру. Если неисправна одна из внутренних “гранат”, то в это время можно будет услышать знакомые стуки с левой или правой стороны. Если же внутренние ШРУСы в порядке, то машина просто начнет глохнуть.
  6. Вывернуть руль до упора влево. Медленно нажать на педаль тормоза. Если неисправна внутренняя “граната” — она продолжит свой стук. Если вышла из строя еще и внешняя левая, то добавится звук и от него.
  7. Вывернуть руль до упора вправо. Провести аналогичные процедуры. Если возникнет стук при выкрученном руле вправо — значит, сломан правый внешний шарнир.

Не забудьте установить нейтральную передачу, заглушить двигатель и дождаться полной остановки колеса до того, как опустите его на землю!

При вывешивании колес и диагностике важно соблюдать правила безопасности, в частности, не забывайте поставить машину на ручной тормоз, а лучше воспользуйтесь противооткатным упором.

Последствия хруста

Можно ли ездить при хрусте? Это зависит от степени его изношенности. На начальной стадии поломки ездить не запрещается, однако это нежелательно, поскольку эксплуатация узла ведет к еще большим повреждениям. Поэтому чем раньше вы попытаетесь отремонтировать шарнир, тем, во-первых, это дешевле обойдется (возможно, все кончится на замене смазки), а во-вторых, вы не будете подвергать риску жизнь и здоровье свое и пассажиров, находящихся в автомобиле.

Итак, последствиями того, что хрустит ШРУС, могут быть:

  1. Заклинивание. Иными словами, он перестанет вращаться. Особенно это опасно на скорости, поскольку вы рискуете потерять контроль над машиной, что может быть смертельно опасно. Можно попытаться расклинить его, но лучшим решением станет его замена.
  2. Разлом обоймы. Если говорить именно о наружной гранате, то когда идет дело к клину, обойма просто ломается, разлетаются шарики, а далее последствия уже непредсказуемы.
  3. Разрыв вала или полуоси. В таком случае коробка передач будет крутить только обозначенные детали, однако по понятным причинам крутящий момент не будет передаваться на ведущее колесо. Это крайний случай, и дальнейшее движение машины может осуществляться только на буксире или эвакуаторе. Естественно, что единственным верным решением в данном случае будет исключительно замена. И хорошо, если придется менять только непосредственно шарнир. Ведь высок риск, что в процессе такой аварии будут повреждены находящиеся рядом другие детали.

В самом худшем случае он может заклинить или оборвать, что приведет к аварийной ситуации на дороге. Когда такое произойдет на скорости — это чревато крайне опасными последствиями! Поэтому если вы услышали, что на вашем автомобиле хрустит “граната” с любой стороны, — как можно быстрее проведите диагностику (самостоятельно или на СТО), а затем выполните ремонт или замену.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"