Как определить на автомобиле забившийся катализатор

При продолжительном использовании автомобиля возможно возникновение проблем в работе системы, которая снижает токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора обычно выявляются при пробеге более 150–200 тысяч км. В отдельных случаях такая ситуация наступает и раньше по разным причинам — от заводского брака до нарушения правил эксплуатации ДВС.

Вместе с тем симптомы поломки описываемого узла нередко схожи с неправильной работой прочих систем силового агрегата авто. Возникает вопрос, как точно определить, забит ли каталитический нейтрализатор и что делать в случае точного определения данного дефекта.

Причины

Причиной снижения производительности ДВС могут стать проблемы с вентиляцией цилиндров, которая существенно ослабевает. Силовому агрегату не удаётся «захватить» нужный объем воздуха, потому что противодавление повышается. То есть частично выхлоп остаётся в цилиндрах, и он не даёт топливно-воздушной смеси заполнить камеру сгорания целиком. Кроме этого, есть риск, что в результате этого мощность (тяга) снизится, а динамика ухудшится. Крайне важно осознавать, на что влияет забитый каталитический нейтрализатор.

К числу основных причин такой проблемы относятся следующие:

  1. Забитым катализатор становится из-за того, что появляются нарушения в самой системе выхлопа и двигателя. Происходит это из-за повышения количества масла в выхлопе, к примеру, когда мотор масло “съедает”, однако владелец авто не спешит решать такую проблему, не зная точно, влияет ли забитый каталитический нейтрализатор на расход масла.
  2. Катализатор забивается вследствие того, что у него достаточно маленькие пропускные соты. Для их закупорки достаточно короткого периода времени — из-за высокой температуры даже несколько капель могут слишком сильно прилипнуть и уже нарушить работу узла.
  3. Топливо низкого качества часто приводит к тому, что забивается катализатор. При этом топливо, которое не сгорело в цилиндрах, начинает догорать уже в выпускном коллекторе, что приводит к перегреву или оплавлению.
  4. Плохое дорожное покрытие также плохо сказывается на каталитическом нейтрализаторе. Его внутренности могут выйти из строя от любого механического удара, «встречи» с лежачим полицейским, бордюром, ухабом, бугром. В момент повреждения одной из сот её частицы забивают и другие соты.

Признаки

Вот пять основных признаков засорения.

Симптом №1: Есть проблемы с запуском автомобиля

Забитый каталитический нейтрализатор может затруднять запуск автомобиля. Он задерживает выхлопные газы в авто, что приводит к остановке двигателя из-за высокого их давления.

Симптом №2: Низкая топливная экономичность

Вы замечаете, что расход топлива у вас не настолько хорош, как раньше? Если это так, еще и проблема была обнаружена внезапно, это может быть еще одним симптомом неисправности каталитического нейтрализатора. Чем меньше кислорода получает ДВС, тем тяжелее он будет работать. Чем тяжелее ему приходится работать, тем больше топлива он потребляет.

Симптом №3: Постоянно горит индикатор проверки двигателя

Если авто 96 года выпуска или младше, высокая вероятность, что оно оснащено встроенной диагностической системой, которая постоянно в автоматическом режиме проверяет каталитический нейтрализатор. Индикатор проверки двигателя может быть активирован датчиками соотношения воздух-топливо, которые определяют, не выбрасывает ли выхлопная труба слишком много загрязнений.

Иногда узел выходит из строя из-за поломки другого компонента автомобиля, например, свечи зажигания. Поэтому стоит заменить их, если в этом действительно есть необходимость.

Симптом №4: Тест на выхлопные газы не был пройден

Поскольку каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы авто, было бы логично предположить, что не пройденная проверка на выбросы будет признаком неисправности.

Симптом №5: Недостаточное ускорение

Наконец, если авто не ускоряется должным образом при нажатии на педаль газа, это может быть еще одним признаком засорения каталитического нейтрализатора. Снижение производительности или эффективности двигателя — это явный признак проблем с ним.

Самостоятельная проверка

Проверить работоспособность узла легко на любой станции технического обслуживания, но это вовсе не исключает варианта определения состояния устройства самостоятельно.

Визуальный осмотр

Можно поставить автомобиль на смотровую яму или эстакаду и осмотреть целостность всех элементов выхлопной системы. Если поломка обнаружена, можно сделать предположение, что соты повреждены. Если все внешне все в порядке:

  • заведите авто и посмотрите, не выходят ли из катализатора выхлопные газы;
  • приложите ладонь к выхлопной трубе. Если она в порядке, можно почувствовать давление. Если каталитический нейтрализатор забит, то особого сопротивления отмечаться не будет.

Чтобы осмотреть, забито ли внешне недеформированное устройство, его потребуется снять, а это достаточно сложная работа. Универсального алгоритма демонтажа не существует, поскольку в каждом авто катализатор установлен по-своему. Серьезной проблемой может оказаться и прикипание, когда фиксатор удастся снять лишь с помощью отрезного круга.

Снятый катализатор удастся привести в рабочее состояние путем тщательной чистки, однако это возможно далеко не на всех моделях авто.

Проверка противодавления

Это наиболее доступный метод самостоятельной проверки без отсоединения устройства. Суть ее заключается в замере и сравнении давления газов с показателями, которые характерны для нового узла. Для этого потребуется вооружиться манометром и сделать для него переходник.

В этом случае авто должно должна на яме или эстакаде. После этого необходимо отсоединить лямбда-зонд и прикрутить на его место манометр. Сделать это легко не получится, поэтому потребуется использовать самодельный переходник. Например, можно воспользоваться куском резинового шланга. Главное, чтобы манометр в систему подключался герметично.

Необходимо запустить ДВС и на 10-20 секунд и установить его обороты на 3000. В это время сам водитель или его помощник фиксирует показания манометра. Затем потребуется сравнить их с такими параметрами:

  • 0,3 – с устройством нет проблем;
  • 0,35 – тоже норма, но при условии, что двигатель недоработан;
  • 0,5 и больше – катализатор забит.

Приведенные выше показатели ориентировочные, средние. Желательно для правильной диагностики найти показатели именно для своей модели автомобиля.

Мотор-тестер

Это устройство, которое используется для фиксации показателей различных систем автомобиля. Датчик устройства устанавливается на место свечи зажигания, и его показания отображаются на экране осциллографа. В данном случае нужно быть специалистом, чтобы на основе полученных данных сделать вывод и принять решение.

Контроль качества выхлопных газов регулярно проводится на постах проверки в принудительном порядке. Если было показано превышение содержания вредных веществ, то есть повод пройти такую же проверку в сертифицированном автосервисе, где работают специалисты.

Можно ли ездить с забитым каталитическим нейтрализатором?

Забитый отходами катализатор восстановлению и ремонту не подлежит, поэтому его остается только утилизировать. Можно впоследствии нелегально ездить и без него, однако важно помнить о здоровье своем, своих детей, а также о природе. Оставлять все как есть тоже не стоит — последствия от эксплуатации авто с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают крайне тяжелыми.

При длительном использовании машины с забитым катализатором в какой‐то момент ДВС просто не заведется или и вовсе заглохнет прямо на дороге.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя. Образующиеся при этом твердые частицы могут легко попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. Из-за этого на зеркале образуются задиры, устранить которые удастся только в ходе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забит?

Игнорирование такой неисправности чревато крупными неприятностями. Возникает резонный вопрос — как поступать, если каталитический нейтрализатор забит и это установлено абсолютно точно? Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытка очистки наполнителя от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы это осуществить. Правда, эффективность этих способов вызывает большие сомнения. Они могут использоваться только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков проблем с катализатором и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя, а также эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае можно будет навсегда забыть о неисправностях каталитического нейтрализатора, но такое вмешательство в конструкцию выхлопной системы можно легко выявить с помощью газоанализатора, и владельцу авто будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это наиболее дорогой вариант — приобретение и установка такого узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки авто.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, как считают специалисты и владельцы авто, дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют уложиться в достаточно серьезные требования нормативов Евро-4 и даже Евро-5.

Если владелец авто будет следить за работой выхлопной системы, выбросами и сгоранием, ему удастся существенно сократить риск возникновения проблем. Помимо этого, если следовать установленному графику ТО машины, то продлить срок службы катализатора до замены можно на 10 и даже более лет.

Также лучше не игнорировать индикатор проверки исправности двигателя. Не забывайте, что проблемы с каталитическим нейтрализатором входят в десятку самых распространенных причин, которые вызывают общие поломки машины. Это может говорить о том, что засорен воздушный или топливный фильтр. Если вовремя не заняться заменой, велика вероятность того, что придется покупать и устанавливать новый катализатор. Это обойдется в достаточно большую сумму.

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор — досадная помеха, которая не позволяет разогнать авто и является одной из причин сложностей с запуском ДВС. Длительная эксплуатация машины с вышедшим из строя узлом наносит существенный вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы. Избежать такой проблемы можно только путем своевременного ремонта и грамотного регулярного обслуживания в процессе эксплуатации.

Уже вышедший из строя катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать исключительно качественное топливо и целиком выполнять требования руководства по использованию.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"