Как самому проверить качество масла в двигателе

Большая часть автолюбителей отлично знает, что от качества и состояния моторного масла зависит исправность работы всего двигателя и срок службы силового агрегата до возникновения необходимости капитального ремонта. Поэтому важно использовать только рекомендованные производителем автомобиля типы масел с учетом целого ряда важных характеристик (базовая основа, вязкость при высоких и низких температурах, допуски по SAE и ACEA и др).

Параллельно с этим необходимо также делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации транспортного средства, а также регулярно менять масло и масляный фильтр. Что касается замены, проводить эту операцию требуется правильно (полность сливать старую смазку, промывать двигатель при переходе на другой тип масла и проч.).

Однако и это еще не все — важно с определенной периодичностью проверять уровень масла в ДВС (особенно на турбомоторах или в случаях, если агрегат часто эксплуатируется под нагрузками выше средних). Также по определенным причинам может потребоваться и «внеочередная» проверка качества масла в двигателе.

Когда требуется проверка

Стоит начать с того, что необходимость проверки может возникнуть по разным причинам.

  1. В первую очередь никто не застрахован от приобретения подделки. Иными словами, владелец авто может сомневаться в качестве используемого масла.
  2. Также проверку стоит проводить тогда, когда продукт незнакомый или ранее не применялся в том или ином двигателе (например, была замена синтетики на полусинтетику или “минералку”).
  3. Еще необходимость проверки масла в моторе может быть обусловлена тем, что владелец купил конкретный продукт с учетом каких-либо индивидуальных особенностей использования и хочет убедиться в том, как ведет себя смазочная жидкость.
  4. Проверка может быть необходима просто для того, чтобы определить, не потеряла ли жидкость своих свойств, пришла ли пора ее менять и т.п.
  5. Длительное простаивание машины. Если долгое время авто не использовалось, значит, возможна протечка из-за того, что износились прокладки, шланги, сальники.
  6. Езда на длинные расстояния. Специалисты советуют проверять уровень смазки в двигателе через 1-2 тысячи километров пробега.
  7. Покупка автомобиля “с рук”.
  8. Появление неисправностей в системе. Непонятный шум, посторонние запахи в салоне автомобиля, уменьшение тяги должны насторожить вас.

Появилась масляная лужица под машиной во время стоянки. Такая ситуация указывает на протечку смазывающей жидкости и на необходимость проверить его уровень.

Так или иначе, нужно знать, как правильно проводить проверку и на что обращать внимание.

Как проводить проверку

Чтобы приступить к проверке, следует извлечь немного масла из двигателя. Желательно, чтобы ДВС сначала был прогрет до рабочих температур (когда произошло включение вентилятора охлаждения), а затем немного “остыл” (до 60-70 градусов). Это позволит добиться перемешивания смазки и нагрева жидкости, что впоследствии даст представление о том, в каком виде находится весь объем смазочного материала.

Для извлечения смазки достаточно лишь вынуть масляный щуп, который необходим для определения уровня жидкости. После того, как щуп был вынут из мотора, можно приступить к оценке состояния по прозрачности, запаху и цвету, а также по степени текучести.

Если подозрительного запаха не было обнаружено, следует оценить, как капля материала стекает со щупа. Если смазка капает, подобно воде, это не самый лучший вариант. В норме она должна сначала собираться в большую каплю, а затем происходит отделение этой капли от поверхности щупа, однако это не случается слишком быстро.

Оценка цвета

Параллельно важно оценить и внешний вид, что помогает определить «свежесть». Например, если посмотреть именно на саму каплю, через нее должен легко просматриваться щуп. При этом масло не может быть полностью черным, а иметь светлый желтовато-коричневый цвет. Если оно соответствует таким характеристикам, продукт еще можно спокойно использовать в моторе.

Если замечено помутнение капли, оттенок стал ближе к темно-коричневому, серому или черному, это прямо указывает на необходимость скорой замены. При этом нет необходимости немедленно отправляться в сервис или менять смазку самому, так как даже почерневшая жидкость еще может определенное время выполнять свою задачу, однако нагружать двигатель не рекомендуется, как и слишком затягивать с заменой.

Другими словами, если смазка в двигателе почернела, тогда она еще может «работать», однако стоит помнить, что защита деталей будет минимальной. При этом нужно еще учитывать то, что быстро чернеть продукт может и по другой причине. Например, водитель проехал на относительно “свежем” всего 3-4 тысячи км., а масло уже чернеет.

Если с двигателем нет выраженных проблем, тогда в определенных случаях это хороший показатель, поскольку говорит о том, что в смазочном материале имеются активные моющие присадки — они качественно вымывают ДВС. При этом подобное потемнение указывает на то, что система смазки слишком грязная и нуждается в тщательной промывке.

Такую промывку следует сделать с помощью специально предназначенного промывочного масла или промывок в отработку перед заменой. Также вымыть систему смазки можно обычной базовой смазкой путем сокращения интервалов замены примерно на 30-50%.

Проверка с помощью листа бумаги

Вновь вернемся к проверке смазки в двигателе. После визуальной оценки, о которой мы говорили выше, нужно приготовить чистый лист бумаги и капнуть на него масла (это называется методом масляного пятна). Затем следует дождаться высыхания и проанализировать результат.

Важно обратить внимание на форму и состав. Пятно не должно “расползаться”, края тоже должны быть относительно ровными. Если по центру обнаруживаются какие-либо частицы или примеси, а сам центр черный или коричневый, тогда можно говорить о том, что масло в двигателе грязное, причем достаточно сильно.

Частицы металлической стружки также являются признаком существенного износа деталей в ДВС. Их легче обнаружить, если попытаться пальцем или бумагой растереть подсохшее пятно, но сам факт их появления уже можно назвать серьезным поводом для прекращения эксплуатации ДВС и обязательного визита в сервис в целях проведения глубокой диагностики.

Также отметим, что появление характерного «ореола» по краям пятна, который обладает светлым серым или коричневым цветом, говорит о том, что в капле высоко содержание растворимых продуктов, которые образуются из-за окислительных процессов и прочих химических реакций внутри мотора.

Появление подобного ободка является признаком того, что процесс окисления можно отнести к “средней стадии”, причем после этого смазка будет стареть еще быстрее, то есть отмечается срабатывание ресурса. Другими словами, желательно в ближайшее время провести замену.

Использование анализатора

Это простой и одновременно самый точный способ оценить, насколько качественный продукт используется в двигателе, однако для этого следует приобрести специальное устройство. Карманный анализатор представляет собой устройство с сенсором, на который капается капля смазки.

Прибор сам может определить, насколько состав соответствует норме с помощью метода интерференции. Такой способ позволяет определить содержание определенных продуктов в составе. Химического анализа он не проводит, но может указать количество сажи, бензина, воды, азота и сульфатов, а также степень окисления состава. Поэтому портативный анализатор является хорошим способом определить качество продукта.

Подводим итог

Как видно, знание того, как проверить моторное масло самому, помогает во многих случаях оперативно определить контрафакт, обнаружить соответствие того или иного типа смазки конкретному двигателю, а также своевременно понять, что она отработала ресурс и нуждается в замене.

По утверждениям многих опытных водителей и механиков, если жидкость долго не чернеет после замены, это не всегда говорит о ее высоком качестве и улучшенных свойствах. В определенных случаях все с точностью до наоборот: она не обеспечивает необходимого моющего эффекта или справляется с данной функцией лишь частично.

Напоследок отметим, что, если ставится задача сравнения разных видов масел, оптимально применять метод «масляного пятна» в каждом случае, а затем проводится сравнительный анализ. Такой подход помогает визуально определить разницу (прозрачность, цвет, количество примесей, быстрота окисления, моющие свойства и т.д.).

Если у вас возникают сомнения в качестве смазки, специалисты могут помочь с его определением, а также заменой. Мастера смогут подобрать подходящий вариант для конкретного ДВС и вовремя слить старую, а затем залить новую смазку.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"