Когда коробка передач нуждается в ремонте

Коробка передач — один из главных узлов автомобиля, который крайне важен для его правильной работы. Собственно, именно трансмиссия, частью которой является КПП, передает крутящий момент от двигателя авто к его ходовой части. Конечно, производители уделяют этому механизму особое внимание, пытаясь сделать его максимально надежным, поэтому неисправности в коробках возникают довольно редко — конечно, если авто эксплуатируется бережно и правильно.

Механические коробки передач — это достаточно простой (относительно других коробок) и при этом надежный механизм, а вот неполадки с АКПП встречаются немного чаще. Однако любой механизм в результате частой работы может изнашиваться и начать работать хуже, могут выявиться какие-либо проблемы. Поэтому необходимо своевременно производить обслуживание и при необходимости — ремонт трансмиссии автомобиля, чтобы избежать полного выхода этого механизма из строя.

Основные признаки необходимости диагностики и ремонта КПП

Обычно все наиболее распространенные неисправности в коробке передач сопровождаются определенными «симптомами», которые указывают на нарушения в ее работе. Если водитель заметил один из описанных далее признаков, стоит обратиться в автосервис для проведения диагностики:

  • проблемы с переключением передач (и во время езды, и при стоянке). Основная причина таких проблем — слишком низкий уровень масла в коробке, либо ситуация, когда масло в КПП потеряло свои смазывающие свойства. Смазочные материалы низкого качества также могут привести к сбоям в работе коробки. Другая причина возникновения проблем с переключением — некачественная регулировка тросов (сцепления и переключения);
  • запах гари в салоне. Чаще всего такое происходит при перегреве и пригорании трансмиссионного масла. Обычно оно начинает пригорать, если возникла утечка или его уровень недостаточен;
  • посторонние звуки во время работы коробки в режиме нейтрали. Исправный автомобиль на «нейтралке» всегда звучит ровно, “низко”. Это говорит о том, что все системы работают исправно. Если же при включенной нейтрали авто издает посторонние неестественные звуки, слышны скрежет, шум — это говорит о том, что какие-то части и механизмы машины существенно износились, и требуется

провести диагностику и заменить определенные детали трансмиссии, которые вышли из строя. Также можно и устранить причины чрезмерного износа (если коробке еще не слишком “взрослая”) и поменять масло, в котором обнаруживаются продукты износа;

  • утечка трансмиссионного масла или слишком высокий его расход. Эта неисправность — частое следствие каких-либо неполадок, которая может привести в том числе и к новым поломкам. Следует избавиться от причины утечки и восполнить объем масла;
  • слишком высокий уровень вибрации в салоне (сюда же можно отнести вибрацию рычага переключения передач). Это чаще всего можно заметить на нейтрали или низких оборотах двигателя;
  • изменения в динамике переключения. Если процесс переключения стал более сложным, приходится прикладывать усилия, изменилась динамика хода автомобиля, появились резкие «рывки» и «провалы» в крутящем моменте, переключения не слишком четкие — лучше обратиться в автомастерскую как можно быстрее.

Условия эксплуатации, опасные для трансмиссии

Как было сказано выше, если эксплуатировать коробку передач бережно и всегда правильно, вероятность возникновения каких-либо проблем, требующих ремонта, крайне низка. Перечислим условия эксплуатации, в которых КПП может повредиться и быстрее износиться:

  • слишком резкие переключения передач;
  • “рваный” стиль вождения;
  • частое буксирование и старт двигателя «с толкача» (актуально для автоматических КПП);
  • использование масла, которое не подходит по вязкости и типу;
  • несвоевременная замена масла;
  • резкие перепады температур окружающей среды;
  • эксплуатация в погодных условиях со слишком низкой или высокой температурой в особенности с маслом, не подходящим по сезону;
  • частое торможение коробкой, езда на неподходящей скорости и крутящем моменте;
  • для АКПП — включение парковочного режима или заднего хода во время движения автомобиля вперед со скоростью больше 2-4 км/ч.

Все это существенно сокращает ресурс коробки передач. Особое внимание на условия эксплуатации и поддержание КПП в идеальном состоянии стоит обратить, если у вас автомобиль иностранного производства. Все дело в том, что российские авто все же более приспособлены именно к российским условиям эксплуатации — они легче переносят нагрузки и тяжелые дорожные условия. Иностранные же автомобили, как правило, рассчитаны на более «легкие» условия.

С этим же связано и понятие «необслуживаемая трансмиссия» — достаточно популярное среди современных производителей. В первую очередь это актуально для деталей АКПП. Производитель заявляет, что в трансмиссии авто не нужно производить замену масла или ATF, поскольку изначально в коробку залит объем, достаточный для использования в течение всего срока службы автомобиля.

Только производитель умалчивает, что подразумеваемый им «срок службы» обычно равен 170 000 километров пробега или 7 годам эксплуатации автомобиля. При этом срок рассчитывается лишь по хорошим дорогам и без чрезмерной нагрузки на системы машины.

Основные неисправности трансмиссии

Как бы аккуратно ни эксплуатировался автомобиль, определенная вероятность возникновения поломок все же есть. Ниже будут описаны основные проблемы, с которыми может столкнуться автомобилист, а также методы их устранения. Перед тем, как приступить к ремонту и диагностике, следует выяснить все нюансы, которые касаются КПП именно вашего автомобиля. Важно понимать, что ремонт автоматической трансмиссии обычно сложнее, чем механики, поэтому его следует доверить опытным специалистам.

К числу наиболее распространенных неполадок относят:

  • проблемы с переключением передач;
  • автономное выключение передачи без участия водителя;
  • шум при работе коробки (не характерный для ее штатной работы);
  • появление подтеканий смазки;
  • перегрев узлов КПП.

Трудности с включением и переключением передач могут быть вызваны целым рядом причин. Чаще всего встречаются заедание шарниров, выключение передач, не проходящее до конца, деформации рычага или вилок переключения передач, тугое движение муфт и штоков вилок (обычно возникает при загрязнении шлиц и гнезд штоков соответственно), клин сухарей. Чтобы устранить такие проблемы, необходимо произвести чистку отверстия под фиксаторы и замену деталей, которые подверглись износу.

Если проблемы с включением передач постоянны и для включения приходится прилагать существенные усилия, требуется произвести регулировку привода управления переключением.

Если передача автомобиля выключается самостоятельно, это обычно говорит об изношенности деталей. Как правило, выходят из строя зубья муфты синхронизатора и его кольца, шарики штоков, пружины фиксаторов. Мастер выяснит, какие именно детали подверглись износу, и поменяет их либо восстановит, если это возможно.

Если выключается задняя передача, проверьте, достаточно ли хорошо закреплена трансмиссия с картером сцепления. Если имеет место люфт в креплениях деталей, гайки крепления необходимо затянуть потуже. Если после вышеописанных процедур проблема все еще не решена, неисправность необходимо искать в механизме крепления вилок переключения. Также можно проверить, в должном ли состоянии находятся зубья шестеренок, насколько сильно изношены фиксаторы.

Шум в коробке может появляться из-за целого ряда причин. Наиболее распространен среди них износ рабочих шестеренок и подшипников, элементов, которые входят в состав синхронизатора. Стоит проверить, имеется ли люфт в креплении валов. Наиболее распространенная причина шума в КПП — слишком маленький уровень масла или ATF, а также их загрязнение или потеря ими охлаждающих и смазочных свойств.

Нарушения в работе деталей могут наблюдаться и при вспенивании масла или, наоборот, при его загустении (что нередко бывает при низкой температуре). Нужно проверить, достаточный ли объем масла залит (и в каком оно состоянии), есть ли следы от течи. Еще одна распространенная неполадка — забился сапун.

Помимо указанных действий, можно поменять прокладки и сальники — обычно это делают одновременно с заменой масла.

Утечка масла чаще всего происходит из-за слишком слабого крепления крышки картера трансмиссии и износа сальников. Также еще одной причиной может быть слишком слабое крепление картера сцепления к картеру трансмиссии. Возможно, течь образовалась из-за того, что деформированы прокладки. Искать ее следует в первую очередь у пробки отверстий, которые предназначены для заливания и сливания масла.

Как видно, причин для диагностики и ремонта КПП достаточно много, поэтому лучше доверить поиск проблемы и ее устранение опытному специалисту. Он сможет быстро определить, в чем заключается неисправность, и качественно, а также оперативно ее устранить.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"