Почему на «автомате» стали плохо переключаться передачи?

Многие владельцы на «автомате» сталкиваются с проблемой, что спустя несколько лет эксплуатации передачи стали плохо переключаться. Такой недостаток может обнаружиться не только на агрегатах с большим пробегом, но и на относительно новых авто. Причин подобной проблемы может быть несколько, и для их устранения в некоторых случаях потребуется помощь грамотного автолюбителя или специалиста.

Как устроена автоматическая КПП

Важно понимать, что автоматическая КПП — это более сложный по конструкции агрегат по сравнению с «механикой». В его состав входят сразу несколько важных элементов:

  • планетарная система с набором скоростей, которая отвечает за переход между ступенями АКПП;
  • гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления и передачи крутящего момента на колеса;
  • фрикционы и механизмы, которые обеспечивают переход между передачами;
  • гидроблок – электронный блок управления.

Основной средой и движущей силой является трансмиссионная жидкость – т.е. масло. Оно подается под высоким давлением на лопасти гидротрансформатора, что заставляет крутиться колеса. От выбора ступени зависит давление, с которым жидкость давит на механизмы.

Признаки плохого переключения

Как и любой другой сложный механизм, автоматическая трансмиссия может иметь некоторые сбои в работе. Нередки случаи, когда АКПП переключает передачи с некоторым запаздыванием, затягивает их на несколько секунд. В этот момент ощущается «провал» мощности, и автомобиль существенно теряет в скорости.

Чтобы переход осуществился, давление масла повышается. Насосное колесо передает момент на турбинное. Когда они достигают определенного ускорения, фрикционы тормозят пониженную передачу, а масло через клапан разгоняет следующую ступень. Так производится смена скоростей АКПП без «провала».

Каковы признаки такой проблемы:

  1. При движении селектор установлен в положении «D», однако при этом автомобиль отказывается реагировать на манипуляции с педалью акселератора и просто не сдвигается с места. В этом случае водитель переводит АКПП в ручной режим (если он есть), при этом передачи могут начать переключаться.
  2. При переключении селектора в режим «S» (если он предусмотрен) не происходит изменений в характере переключения. Чтобы достичь необходимого результата, водитель должен перейти на ручной режим управления АКПП.
  3. Во время движения автомобиля при переходе с ручного управления АКПП в автоматический режим D скорость немедленно падает, а коробка не переключается.
  4. При изменении скоростей активируется лишь задняя.
  5. Нередко возникают случаи, когда автомобиль просто не заводится даже при нейтральном положении селектора.
  6. Авто не двигается вперед, «буксует» на месте. При этом задняя скорость остается в норме.
  7. Коробка выше третьей передачи не переключается или включается исключительно третья.
  8. При перемещении селектора в положение «D» или «R» автомобиль не начинает движение.
  9. В начале движения коробка пробуксовывает, однако после набора скорости авто едет нормально.

Часто перечисленные сбои в работе АКПП приводят к тому, что ЭБУ активирует аварийный режим коробки. Если автовладелец столкнулся с одной из описанных выше проблем, в первую очередь необходимо провести компьютерную диагностику неисправностей.

Причины затяжного переключения

Коробка автомат может плохо переключаться по нескольким причинам:

  • недостаточное натягивание тросика газа;
  • повреждение резинового переходника модулятора;
  • неправильная регулировка модулятора;
  • перегрев АКПП из-за отработавшей свой ресурс трансмиссионной жидкости;
  • скопление металлической стружки в камерах;
  • засорение масляного фильтра;
  • неправильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией (пробуксовка на бездорожье, регулярная перевозка тяжелых грузов, прицепов, буксировка других транспортных средств);
  • выход из строя соленоидов, которые отвечают за смену передач АКПП;
  • сбой работы электронных датчиков.

Переключение с 1 на 2 передачу

Движение автомобиля с автоматической КПП начинается с отжатия педали тормоза. На первой скорости авто движется только первые несколько метров пути, после чего осуществляется смена ступени. Часто определяется проблемное переключение с 1 на 2 скорость по причине недостаточного прогрева агрегата, в частности — трансмиссионного масла.

При недостатке этой жидкости также отмечается нарушение плавности в работе коробки «автомат». Для правильного измерения уровня масла важно проверять щуп два раза : при холодном двигателе и разогретом.

Переключение со 2 на 3 передачу

Причины, по которым коробка «автомат» может плохо переключаться между второй и третьей ступенями, могут быть связаны с существенным износом внутренних механизмов или повреждениями резиновых переходников. Они могут пересохнуть и даже получить трещину. В результате давление на модуляторе снижается, а из трещины выходит поток воздуха, который даже ощущается рукой. В результате АКПП затягивает.

Давление в самом модуляторе может быть чересчур высоким. Ручку регулятора стоит повернуть на несколько градусов против часовой стрелки в сторону убавления давления.

Иной причиной затяжной работы трансмиссии может быть слишком ослабленный тросик, который идет от АКПП к мотору. Он располагается с правой стороны от водительского сидения.

Переключение с 3 на 4 передачу

В большинстве случаев передача с 3 на 4 переключается плохо на АКПП с пробегом. Причиной этого является износ внутренних механизмов. Металлические детали трутся о соседние поверхности, и сила трения изменяется. Зацепление между фрикционами становится недостаточно эффективным, и передача не увеличивается в нужный момент.

Износ деталей, которые отвечают за смену скоростей АКПП, существенно влияют на затягивание и несвоевременное переключение между 3 и 4 ступенями. В этот момент трансмиссия ведет себя так, как будто на несколько секунд была включена «нейтралка».

Чтобы устранить такие неполадки, в частности затягивание, сначала необходимо проверить наличие стружки на магните поддона автоматической КПП. Если ее обнаруживается много, это является признаком существенного повреждения внутренних деталей. После промывания поддона, замены масла, промывки внутреннего и замены внешнего фильтра АКПП важно внимательно следить за работой автомобиля. В случае повторения аналогичной ситуации, когда передачи плохо переключаются, правильнее будет обратиться к специалистам.

Переключение с 4 на 5 передачу

Для «автоматов», как и для МКПП, в условиях города характерен режим работы, когда чаще всего установлены вторая или третья скорости. На первой всегда происходит движение с места. Меньшему износу подвержены механизмы, которые отвечают за перемену 4 и 5 ступеней.

Несмотря на этот факт, автоматические коробки затягивают переключение по нескольким причинам:

  • сбой в работе гидроблока;
  • неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) (английская версии названия Throttle position sensor (TPS));
  • ошибки в работе электронного блока.

Проблемы, связанные с недостатком трансмиссионной жидкости

Наиболее распространенной проблемой считается именно недостаток трансмиссионной жидкости. Чем это чревато:

  1. При переводе рычага переключения в любое из положений чувствуется толчок, но машина не двигается ни вперед, ни назад. Пониженный уровень масла может быть причиной протечек, неисправности гидротрансформатора или загрязнения масляного фильтра. Способы исправления ситуации очевидны: заменить, исправить, почистить. И обязательно долить жидкость до нужного уровня.
  2. На АКПП при переключении скоростей в самом высоком режиме при затяжном подъеме ощущается пробуксовка, а также слишком ранний переход на пониженную передачу. Это случается потому, что недостаточный уровень жидкости сокращает гидравлические усилия. Также причиной может быть и износ дисков муфты, износ манжет или уплотнительных колец. Замена и доливка также помогут справиться с проблемой.
  3. При переключении муфта пробуксовывает. Возможны проблемы с гидроблоком, магистральное давление недостаточное. Также может быть засорен фильтр.
  4. Автомобиль пробуксовывает, а масло пенится, становится светло-коричневым. В магистрали слишком низкое давление. Такое явление возникает при попадании в коробку воды, которая образует пенную эмульсию. Причинами, помимо низкого уровня «трансмиссионки», может быть загрязненность гидроблока, заедание в масляном насосе клапана сброса давления.

Неполадки с блоком управления могут решить специалисты автосервиса с помощью бортового компьютера. При некоторых не слишком серьезных сбоях может потребоваться сбросить все значения настроек к заводским, что приведет к обновлению системы, а значит, и корректной работе.

Способы устранения проблемы

Причин плохого переключения скоростей на коробке-автомат может быть много. Методы устранения проблемы будут зависеть лишь от признаков неисправности АКПП авто.

В первую очередь следует осуществить проверку:

  • уровня и состояния трансмиссионной жидкости. Уровень всегда должен быть в норме, это же касается и состояния. Если масла в системе недостаточно, причину его утечки необходимо определить и решить, а жидкость добавить в систему. Если качество ТМ низкое, то есть в нем обнаруживается пыль от износа фрикционных дисков, диски и смазку следует заменить. При этом важно несколько раз промыть систему;
  • состояния фрикционов. Износ фрикционов считается одной из самых часто встречаемых проблем при сложности с переключением скоростей. Вано провести диагностику и, при необходимости, замену фрикционов;
  • проверка работоспособности клапанов. Если они заедают по определенным причинам, то их необходимо устранить;
  • проверка работоспособности кулисы, электропроводки системы трансмиссии, регулятора скорости. Также стоит проверить и тормозную ленту. Если какой-либо из этих элементов работает неправильно, проблему следует решить.

Для диагностики на специальном должна быть установлена соответствующая программа:

  1. Компьютер подключается через диагностический кабель к диагностическому разъему. У каждой машины он находится в разных местах. Иногда этот разъем можно найти под капотом, но чаще всего он располагается под рулевым колесом со стороны водительского сиденья. Обычно он закрыт пластиковой крышкой, поэтому ее потребуется открыть.
  2. После подключения на устройстве запускается утилита диагностики. Может потребоваться несколько минут, прежде чем пройдет синхронизация программы и бортового компьютера автомобиля. После этого можно запустить диагностику. Если есть возможность, то перед началом проверки выберите пункт «КПП», чтобы проверялась только коробка-автомат, а не все узлы авто.
  3. По завершении диагностики программа выдаст перечень кодов ошибок, которые говорят о тех или иных неисправностях. Потребуется расшифровать эти коды в соответствии с документацией к автомобилю. После того, как будет понятно, в чем заключается неисправность, можно будет справиться с проблемой.

Рекомендации по эксплуатации

  1. Забудьте о пробуксовке — ее важно исключить любыми способами. Автоматические трансмиссии плохо “относятся” к пробуксовке, особенно в условиях сугробов и гололеда.
  2. Зимой всегда стоит прогревать коробку-автомат. На непрогретой КПП вероятность выхода тех или иных узлов из строя очень высока.
  3. Не включайте нейтральную скорость просто так. Режим «N» считается сервисным, поэтому лучше как можно реже его активировать.
  4. Автомобили с автоматической трансмиссией не должны никого «таскать» на буксире, поскольку такие КПП просто не приспособлены к этому. Нагрузки очень плохо воздействуют на конструкцию всего устройства в целом. Если вы планируете ездить с прицепом, то стоит иметь в виду этот фактор при покупке машины.
  5. Машины с автоматической КПП не рекомендуется заводить с «толкача».
  6. Не буксируйте свое авто на тросе. Во время езды в трансмиссии всегда должна циркулировать смазка, а если мотор заглушен, то трансмиссионное масло не будет ходить по системе. Конечно, это негативно отражается на работе агрегата в целом.
  7. Всегда используйте лишь качественную трансмиссионную жидкость, которая рекомендована автопроизводителем. Важно помнить о том, что эксплуатация более дешевой смазки со временем лишь навредит КПП, если вовсе не выведет ее из строя.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"