Многие владельцы на «автомате» сталкиваются с проблемой, что спустя несколько лет эксплуатации передачи стали плохо переключаться. Такой недостаток может обнаружиться не только на агрегатах с большим пробегом, но и на относительно новых авто. Причин подобной проблемы может быть несколько, и для их устранения в некоторых случаях потребуется помощь грамотного автолюбителя или специалиста.
Как устроена автоматическая КПП
Важно понимать, что автоматическая КПП — это более сложный по конструкции агрегат по сравнению с «механикой». В его состав входят сразу несколько важных элементов:
- планетарная система с набором скоростей, которая отвечает за переход между ступенями АКПП;
- гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления и передачи крутящего момента на колеса;
- фрикционы и механизмы, которые обеспечивают переход между передачами;
- гидроблок – электронный блок управления.
Основной средой и движущей силой является трансмиссионная жидкость – т.е. масло. Оно подается под высоким давлением на лопасти гидротрансформатора, что заставляет крутиться колеса. От выбора ступени зависит давление, с которым жидкость давит на механизмы.
Признаки плохого переключения
Как и любой другой сложный механизм, автоматическая трансмиссия может иметь некоторые сбои в работе. Нередки случаи, когда АКПП переключает передачи с некоторым запаздыванием, затягивает их на несколько секунд. В этот момент ощущается «провал» мощности, и автомобиль существенно теряет в скорости.
Чтобы переход осуществился, давление масла повышается. Насосное колесо передает момент на турбинное. Когда они достигают определенного ускорения, фрикционы тормозят пониженную передачу, а масло через клапан разгоняет следующую ступень. Так производится смена скоростей АКПП без «провала».
Каковы признаки такой проблемы:
- При движении селектор установлен в положении «D», однако при этом автомобиль отказывается реагировать на манипуляции с педалью акселератора и просто не сдвигается с места. В этом случае водитель переводит АКПП в ручной режим (если он есть), при этом передачи могут начать переключаться.
- При переключении селектора в режим «S» (если он предусмотрен) не происходит изменений в характере переключения. Чтобы достичь необходимого результата, водитель должен перейти на ручной режим управления АКПП.
- Во время движения автомобиля при переходе с ручного управления АКПП в автоматический режим D скорость немедленно падает, а коробка не переключается.
- При изменении скоростей активируется лишь задняя.
- Нередко возникают случаи, когда автомобиль просто не заводится даже при нейтральном положении селектора.
- Авто не двигается вперед, «буксует» на месте. При этом задняя скорость остается в норме.
- Коробка выше третьей передачи не переключается или включается исключительно третья.
- При перемещении селектора в положение «D» или «R» автомобиль не начинает движение.
- В начале движения коробка пробуксовывает, однако после набора скорости авто едет нормально.
Часто перечисленные сбои в работе АКПП приводят к тому, что ЭБУ активирует аварийный режим коробки. Если автовладелец столкнулся с одной из описанных выше проблем, в первую очередь необходимо провести компьютерную диагностику неисправностей.
Причины затяжного переключения
Коробка автомат может плохо переключаться по нескольким причинам:
- недостаточное натягивание тросика газа;
- повреждение резинового переходника модулятора;
- неправильная регулировка модулятора;
- перегрев АКПП из-за отработавшей свой ресурс трансмиссионной жидкости;
- скопление металлической стружки в камерах;
- засорение масляного фильтра;
- неправильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией (пробуксовка на бездорожье, регулярная перевозка тяжелых грузов, прицепов, буксировка других транспортных средств);
- выход из строя соленоидов, которые отвечают за смену передач АКПП;
- сбой работы электронных датчиков.
Переключение с 1 на 2 передачу
Движение автомобиля с автоматической КПП начинается с отжатия педали тормоза. На первой скорости авто движется только первые несколько метров пути, после чего осуществляется смена ступени. Часто определяется проблемное переключение с 1 на 2 скорость по причине недостаточного прогрева агрегата, в частности — трансмиссионного масла.
При недостатке этой жидкости также отмечается нарушение плавности в работе коробки «автомат». Для правильного измерения уровня масла важно проверять щуп два раза : при холодном двигателе и разогретом.
Переключение со 2 на 3 передачу
Причины, по которым коробка «автомат» может плохо переключаться между второй и третьей ступенями, могут быть связаны с существенным износом внутренних механизмов или повреждениями резиновых переходников. Они могут пересохнуть и даже получить трещину. В результате давление на модуляторе снижается, а из трещины выходит поток воздуха, который даже ощущается рукой. В результате АКПП затягивает.
Давление в самом модуляторе может быть чересчур высоким. Ручку регулятора стоит повернуть на несколько градусов против часовой стрелки в сторону убавления давления.
Иной причиной затяжной работы трансмиссии может быть слишком ослабленный тросик, который идет от АКПП к мотору. Он располагается с правой стороны от водительского сидения.
Переключение с 3 на 4 передачу
В большинстве случаев передача с 3 на 4 переключается плохо на АКПП с пробегом. Причиной этого является износ внутренних механизмов. Металлические детали трутся о соседние поверхности, и сила трения изменяется. Зацепление между фрикционами становится недостаточно эффективным, и передача не увеличивается в нужный момент.
Износ деталей, которые отвечают за смену скоростей АКПП, существенно влияют на затягивание и несвоевременное переключение между 3 и 4 ступенями. В этот момент трансмиссия ведет себя так, как будто на несколько секунд была включена «нейтралка».
Чтобы устранить такие неполадки, в частности затягивание, сначала необходимо проверить наличие стружки на магните поддона автоматической КПП. Если ее обнаруживается много, это является признаком существенного повреждения внутренних деталей. После промывания поддона, замены масла, промывки внутреннего и замены внешнего фильтра АКПП важно внимательно следить за работой автомобиля. В случае повторения аналогичной ситуации, когда передачи плохо переключаются, правильнее будет обратиться к специалистам.
Переключение с 4 на 5 передачу
Для «автоматов», как и для МКПП, в условиях города характерен режим работы, когда чаще всего установлены вторая или третья скорости. На первой всегда происходит движение с места. Меньшему износу подвержены механизмы, которые отвечают за перемену 4 и 5 ступеней.
Несмотря на этот факт, автоматические коробки затягивают переключение по нескольким причинам:
- сбой в работе гидроблока;
- неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) (английская версии названия Throttle position sensor (TPS));
- ошибки в работе электронного блока.
Проблемы, связанные с недостатком трансмиссионной жидкости
Наиболее распространенной проблемой считается именно недостаток трансмиссионной жидкости. Чем это чревато:
- При переводе рычага переключения в любое из положений чувствуется толчок, но машина не двигается ни вперед, ни назад. Пониженный уровень масла может быть причиной протечек, неисправности гидротрансформатора или загрязнения масляного фильтра. Способы исправления ситуации очевидны: заменить, исправить, почистить. И обязательно долить жидкость до нужного уровня.
- На АКПП при переключении скоростей в самом высоком режиме при затяжном подъеме ощущается пробуксовка, а также слишком ранний переход на пониженную передачу. Это случается потому, что недостаточный уровень жидкости сокращает гидравлические усилия. Также причиной может быть и износ дисков муфты, износ манжет или уплотнительных колец. Замена и доливка также помогут справиться с проблемой.
- При переключении муфта пробуксовывает. Возможны проблемы с гидроблоком, магистральное давление недостаточное. Также может быть засорен фильтр.
- Автомобиль пробуксовывает, а масло пенится, становится светло-коричневым. В магистрали слишком низкое давление. Такое явление возникает при попадании в коробку воды, которая образует пенную эмульсию. Причинами, помимо низкого уровня «трансмиссионки», может быть загрязненность гидроблока, заедание в масляном насосе клапана сброса давления.
Неполадки с блоком управления могут решить специалисты автосервиса с помощью бортового компьютера. При некоторых не слишком серьезных сбоях может потребоваться сбросить все значения настроек к заводским, что приведет к обновлению системы, а значит, и корректной работе.
Способы устранения проблемы
Причин плохого переключения скоростей на коробке-автомат может быть много. Методы устранения проблемы будут зависеть лишь от признаков неисправности АКПП авто.
В первую очередь следует осуществить проверку:
- уровня и состояния трансмиссионной жидкости. Уровень всегда должен быть в норме, это же касается и состояния. Если масла в системе недостаточно, причину его утечки необходимо определить и решить, а жидкость добавить в систему. Если качество ТМ низкое, то есть в нем обнаруживается пыль от износа фрикционных дисков, диски и смазку следует заменить. При этом важно несколько раз промыть систему;
- состояния фрикционов. Износ фрикционов считается одной из самых часто встречаемых проблем при сложности с переключением скоростей. Вано провести диагностику и, при необходимости, замену фрикционов;
- проверка работоспособности клапанов. Если они заедают по определенным причинам, то их необходимо устранить;
- проверка работоспособности кулисы, электропроводки системы трансмиссии, регулятора скорости. Также стоит проверить и тормозную ленту. Если какой-либо из этих элементов работает неправильно, проблему следует решить.
Для диагностики на специальном должна быть установлена соответствующая программа:
- Компьютер подключается через диагностический кабель к диагностическому разъему. У каждой машины он находится в разных местах. Иногда этот разъем можно найти под капотом, но чаще всего он располагается под рулевым колесом со стороны водительского сиденья. Обычно он закрыт пластиковой крышкой, поэтому ее потребуется открыть.
- После подключения на устройстве запускается утилита диагностики. Может потребоваться несколько минут, прежде чем пройдет синхронизация программы и бортового компьютера автомобиля. После этого можно запустить диагностику. Если есть возможность, то перед началом проверки выберите пункт «КПП», чтобы проверялась только коробка-автомат, а не все узлы авто.
- По завершении диагностики программа выдаст перечень кодов ошибок, которые говорят о тех или иных неисправностях. Потребуется расшифровать эти коды в соответствии с документацией к автомобилю. После того, как будет понятно, в чем заключается неисправность, можно будет справиться с проблемой.
Рекомендации по эксплуатации
- Забудьте о пробуксовке — ее важно исключить любыми способами. Автоматические трансмиссии плохо “относятся” к пробуксовке, особенно в условиях сугробов и гололеда.
- Зимой всегда стоит прогревать коробку-автомат. На непрогретой КПП вероятность выхода тех или иных узлов из строя очень высока.
- Не включайте нейтральную скорость просто так. Режим «N» считается сервисным, поэтому лучше как можно реже его активировать.
- Автомобили с автоматической трансмиссией не должны никого «таскать» на буксире, поскольку такие КПП просто не приспособлены к этому. Нагрузки очень плохо воздействуют на конструкцию всего устройства в целом. Если вы планируете ездить с прицепом, то стоит иметь в виду этот фактор при покупке машины.
- Машины с автоматической КПП не рекомендуется заводить с «толкача».
- Не буксируйте свое авто на тросе. Во время езды в трансмиссии всегда должна циркулировать смазка, а если мотор заглушен, то трансмиссионное масло не будет ходить по системе. Конечно, это негативно отражается на работе агрегата в целом.
- Всегда используйте лишь качественную трансмиссионную жидкость, которая рекомендована автопроизводителем. Важно помнить о том, что эксплуатация более дешевой смазки со временем лишь навредит КПП, если вовсе не выведет ее из строя.