Неисправности сцепления — элемента трансмиссии автомобиля — выражаются в его пробуксовке, работе рывками, появлении гула и шумов, вибрации при включении, неполном включении. Важно отличать неисправности непосредственно сцепления, а также привода сцепления или самой коробки. Привод в разных автомобилях может быть механическим и гидравлическим, и у каждого из этих типов есть свои конструктивные особенности и неисправности.
Виды поломок
Сцепление состоит из корзины и ведомого диска (или нескольких дисков). На ресурс данной системы влияет сразу несколько параметров — это качество изготовления, технические характеристики, условия эксплуатации автомобиля, а также узла сцепления в частности. Как правило, на стандартных легковых машинах с пробегом до 100 тысяч километров сложностей с этим узлом не возникает. Неполадки обычно возникают позднее.
Все неисправности можно разделить на две категории — проблемы с самим сцеплением и приводом. К неполадкам с самим сцеплением относят:
- износ и повреждения накладок ведомого диска;
- деформация ведомого диска;
- замасливание накладок ведомого диска;
- износ шлицев ведомого диска;
- износ или поломка демпферных пружин;
- поломка или ослабление диафрагменной пружины;
- износ, поломка выжимного подшипника;
- износ поверхности маховика;
- износ поверхности нажимного диска;
- заедание вилки выключения.
Поломки привода зависят от того, каков его тип — механический или гидравлический. В случае с механическим приводом они могут быть следующими:
- повреждение приводной рычажной системы;
- повреждение, заедание, удлинение и даже обрыв приводного троса.
Если привод гидравлический, возможны следующие поломки:
- засорение гидропривода, его патрубков, магистралей;
- нарушение герметичности системы (выражается в том, что начинает подтекать рабочая жидкость, а также завоздушивание системы);
- неисправность рабочего цилиндра (обычно из-за повреждения рабочей манжеты).
Все перечисленные неисправности сцепления являются распространенными, но не единственными. Чаще всего они обнаруживаются водителями по характерным признакам, однако могут быть найдены и при прохождении технического обслуживания. В таком случае лучше сразу обратиться к специалисту для ремонта деталей механизмов трансмиссии.
Признаки неисправностей
Признаки неисправного сцепления в большинстве случаев зависят от того, какими неисправностями они были вызваны. Рассмотрим наиболее частые «симптомы» проблем:
- Неполное выключение. Иными словами, сцепление «ведет». В такой ситуации после отжимания приводной педали ведущий и ведомый диски не размыкаются до конца — они немного соприкасаются между собой. В таком случае при попытке переключить передачу слышен хруст кареток синхронизаторов. Это крайне неприятная поломка, которая спровоцировать достаточно быстрый выход из строя всей коробки передач.
- Пробуксовка дисков — т.е. неполное включение. Подобная неисправность приводит к тому, что поверхности ведомого и ведущего дисков неплотно прилегают друг к другу, из-за чего проскальзывают между собой. Признаком пробуксовки сцепления является наличие запаха горелых фрикционных накладок ведомого диска. Он похож на горелую резину. В большинстве случаев такой эффект проявляется при подъеме на крутую гору или резком старте. Еще один признак пробуксовки возникает, если при увеличении оборотов двигателя происходит только ускорение коленчатого вала, а ускорения машины не происходит. Иными словами, на коробку передач передается лишь небольшая часть всей мощности от двигателя.
- Возникновение вибраций, посторонних звуков при включении или выключении сцепления.
- Рывки при работе. Они могут возникать как во время трогания машины с места, так и уже в процессе езды при переключении передач на понижение или повышение.
- Вибрации и рывки — тоже признаки неисправности. При их возникновении рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику и устранить проблему — в таком случае решить ее будет дешевле.
Причины неисправности
Причинами проблем могут быть следующие факторы:
- Естественный износ ведущего, ведомого дисков. Обычно это связано с большим пробегом авто, даже если узел сцепления эксплуатировался в подходящих условиях.
- «Сжигание» сцепления. Таким образом «испортить» узел можно частыми резкими стартами с «педалью в пол». Также это может произойти при длительных перегрузках машины и двигателя — например, при длительной езде с большим грузом, в гору, по бездорожью или сугробам.
- Проблемы с выжимным подшипником. Он будет ускорять изнашивание нажимных лепестков корзины.
- На диск попало моторное масло, вытекшее из-под заднего сальника коленчатого вала. Из-за этого сцепление может частично выйти из строя. Если мотор имеет течь моторного масла, поломку следует диагностировать и ремонтировать как можно быстрее, поскольку это может также повлиять на работу.
Перечисленные выше причины являются наиболее распространенными. При этом существует масса и более редких причин поломок сцепления, которые встречаются реже и зачастую могут быть обнаружены лишь опытными мастерами. В связи с этим важно обращаться к специалистам при первых же признаках проблем для качественного ремонта трансмиссии.