Признаки и причины неисправности сцепления

Неисправности сцепления — элемента трансмиссии автомобиля — выражаются в его пробуксовке, работе рывками, появлении гула и шумов, вибрации при включении, неполном включении. Важно отличать неисправности непосредственно сцепления, а также привода сцепления или самой коробки. Привод в разных автомобилях может быть механическим и гидравлическим, и у каждого из этих типов есть свои конструктивные особенности и неисправности.

Виды поломок

Сцепление состоит из корзины и ведомого диска (или нескольких дисков). На ресурс данной системы влияет сразу несколько параметров — это качество изготовления, технические характеристики, условия эксплуатации автомобиля, а также узла сцепления в частности. Как правило, на стандартных легковых машинах с пробегом до 100 тысяч километров сложностей с этим узлом не возникает. Неполадки обычно возникают позднее.

Все неисправности можно разделить на две категории — проблемы с самим сцеплением и приводом. К неполадкам с самим сцеплением относят:

  • износ и повреждения накладок ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание накладок ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ, поломка выжимного подшипника;
  • износ поверхности маховика;
  • износ поверхности нажимного диска;
  • заедание вилки выключения.

Поломки привода зависят от того, каков его тип — механический или гидравлический. В случае с механическим приводом они могут быть следующими:

  • повреждение приводной рычажной системы;
  • повреждение, заедание, удлинение и даже обрыв приводного троса.

Если привод гидравлический, возможны следующие поломки:

  • засорение гидропривода, его патрубков, магистралей;
  • нарушение герметичности системы (выражается в том, что начинает подтекать рабочая жидкость, а также завоздушивание системы);
  • неисправность рабочего цилиндра (обычно из-за повреждения рабочей манжеты).

Все перечисленные неисправности сцепления являются распространенными, но не единственными. Чаще всего они обнаруживаются водителями по характерным признакам, однако могут быть найдены и при прохождении технического обслуживания. В таком случае лучше сразу обратиться к специалисту для ремонта деталей механизмов трансмиссии.

Признаки неисправностей

Признаки неисправного сцепления в большинстве случаев зависят от того, какими неисправностями они были вызваны. Рассмотрим наиболее частые «симптомы» проблем:

  1. Неполное выключение. Иными словами, сцепление «ведет». В такой ситуации после отжимания приводной педали ведущий и ведомый диски не размыкаются до конца — они немного соприкасаются между собой. В таком случае при попытке переключить передачу слышен хруст кареток синхронизаторов. Это крайне неприятная поломка, которая спровоцировать достаточно быстрый выход из строя всей коробки передач.
  2. Пробуксовка дисков — т.е. неполное включение. Подобная неисправность приводит к тому, что поверхности ведомого и ведущего дисков неплотно прилегают друг к другу, из-за чего проскальзывают между собой. Признаком пробуксовки сцепления является наличие запаха горелых фрикционных накладок ведомого диска. Он похож на горелую резину. В большинстве случаев такой эффект проявляется при подъеме на крутую гору или резком старте. Еще один признак пробуксовки возникает, если при увеличении оборотов двигателя происходит только ускорение коленчатого вала, а ускорения машины не происходит. Иными словами, на коробку передач передается лишь небольшая часть всей мощности от двигателя.
  3. Возникновение вибраций, посторонних звуков при включении или выключении сцепления.
  4. Рывки при работе. Они могут возникать как во время трогания машины с места, так и уже в процессе езды при переключении передач на понижение или повышение.
  5. Вибрации и рывки — тоже признаки неисправности. При их возникновении рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику и устранить проблему — в таком случае решить ее будет дешевле.

Причины неисправности

Причинами проблем могут быть следующие факторы:

  1. Естественный износ ведущего, ведомого дисков. Обычно это связано с большим пробегом авто, даже если узел сцепления эксплуатировался в подходящих условиях.
  2. «Сжигание» сцепления. Таким образом «испортить» узел можно частыми резкими стартами с «педалью в пол». Также это может произойти при длительных перегрузках машины и двигателя — например, при длительной езде с большим грузом, в гору, по бездорожью или сугробам.
  3. Проблемы с выжимным подшипником. Он будет ускорять изнашивание нажимных лепестков корзины.
  4. На диск попало моторное масло, вытекшее из-под заднего сальника коленчатого вала. Из-за этого сцепление может частично выйти из строя. Если мотор имеет течь моторного масла, поломку следует диагностировать и ремонтировать как можно быстрее, поскольку это может также повлиять на работу.

Перечисленные выше причины являются наиболее распространенными. При этом существует масса и более редких причин поломок сцепления, которые встречаются реже и зачастую могут быть обнаружены лишь опытными мастерами. В связи с этим важно обращаться к специалистам при первых же признаках проблем для качественного ремонта трансмиссии.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"