Раздаточная коробка: что это, как работает

Раздаточная коробка — неотъемлемая часть любого автомобиля, который оборудован системой полного привода. Она распределяет крутящий момент от двигателя по осям автомобиля и увеличивает крутящий момент во время движения по бездорожью или плохим дорогам.

Конструкция

Конструкция данного элемента трансмиссии различается в зависимости от вида системы полного привода. При этом можно выделить общие конструктивные части раздаточной коробки: ведущий вал, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, цепная (зубчатая) и понижающая передачи, а также валы привода передней и задней оси.

Ведущий вал необходим для передачи крутящего момента от коробки передач к раздаточной коробке.

Межосевой дифференциал предназначается для распределения крутящего момента между осями. Чтобы полностью реализовать полноприводные возможности, используется блокировка межосевого дифференциала. Под ней понимается полное или частичное выключение, которое обеспечивает жесткое соединение передней и задней осей между собой. Блокировка может быть осуществлена как автоматически, так и вручную.

Современными механизмами автоматической блокировки являются вискомуфта, самоблокирующийся дифференциал Torsen, а также многодисковая фрикционная муфта.

Как работает раздаточная коробка

Базовая функция раздаточной коробки — это подключение или отключение одного из мостов. В полноприводных грузовиках, классических внедорожниках крутящий момент обычно постоянно передавался на ведущий задний мост. Передняя ось подключалась лишь для преодоления сложных участков пути, а также при особо сложных дорожных условиях — например, во время снега, дождя, на льду. Это сделано для экономии топлива, а также ресурса узлов. Такой же принцип сохранился и в современных авто, однако постоянно ведущей теперь является передняя ось.

Изменение крутящего момента, его распределение между ведущими осями, – это вторая по важности функция раздаточной коробки. Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между передней и задней осями, при этом они могут получить равные усилия (симметричный дифференциал) или разделенные в установленной пропорции (несимметричный).

Межосевой дифференциал позволяет осям вращаться с разным количеством оборотов. Это необходимо при движении по ровной асфальтированной дороге для снижения износа покрышек, а также экономии топлива. Если автомобиль покидает хорошую дорогу и требуется выжать из полного привода максимум, включается блокировка межосевого дифференциала: оси жестко соединены друг с другом, при этом они могут вращаться только с одинаковой скоростью. Такая схема работы предотвращает пробуксовку и усиливает внедорожный потенциал.

Функция блокировки дифференциала есть лишь на небольшом количестве раздаточных коробок, которые устанавливаются на классические внедорожники, спецтранспорт, военные грузовики. Распространенные в наше время кроссоверы и паркетные внедорожники не рассчитаны на движение по достаточно серьезному бездорожью, поэтому такой функции у них нет — это сделано для удешевления.

Управление

На старых внедорожниках, спецтранспорте, грузовиках управление раздаточной коробкой, как правило, механическое, т.е. ручное. Чтобы подключить один из мостов или отключить его, а также включить дифференциал используется специальный рычаг, который в большинстве моделей располагается в полу кабины рядом с рычагом КПП. Чтобы его включить, нередко требуется полностью остановить автомобиль.

Более новые модели оснащены ручным электрическим управлением — режимы работы выбираются с помощью соответствующих кнопок на приборной панели. Если же в раздаточной коробке есть синхронизатор, останавливать автомобиль не потребуется.

В современных автомобилях используется автоматическое управление раздаточной коробкой. При выборе автоматического режима бортовой компьютер самостоятельно определяет пробуксовку мостов, а затем перенаправляет крутящий момент. Если требуется, включается блокировка дифференциала. Водитель может отключить автоматику и выполнять все работы по ходу движения самостоятельно. Рычага управления в современных моделях нет.

Так, режимы работы раздаточной коробки определяются ее конструкцией. Она может иметь следующие режимы работы:

  • включен задний мост;
  • включены оба моста;
  • включены оба моста при блокировке межосевого дифференциала;
  • включены оба моста на понижающей передаче при блокировке дифференциала;
  • включены оба моста при автоматической блокировке дифференциала.

Все виды кроссоверов, универсалов повышенной проходимости обладают полностью автоматизированным механизмом управления раздаточной коробкой. Водитель не может самостоятельно управлять механизмом, поскольку все решения принимаются электроникой.

При неисправностях раздаточной коробки лучше сразу обратиться к специалистам по ремонту двигателя. Они смогут правильно диагностировать проблему и выполнить частичный или капитальный ремонт двигателя автомобиля, если в этом будет необходимость.

Запись на приём

Я согласен с условиями предоставления услуг и обработкой моих персональных данных при нажатии "ЗАПИСАТЬСЯ"